Раскопки, которые ведутся сейчас в исторической части Харькова, доказывают, что поселения на месте нашего города существовали еще в XII-XIV веках. Предположения о существовании древнего городища высказывались неоднократно, но, благодаря сенсационным находкам «Слобожанской археологической службы», этой гипотезе найдено научное подтверждение.
Обнаруженные предметы древнерусского периода и времен Золотой Орды позволяет утверждать, что Харьков на полтысячелетия старше, чем считалось ранее. Не исключено, что экспедиции удастся подтвердить мнение ряда историков, что Харьков – это половецкая крепость Шарукань, взятая древнерусскими князьями в 1111 году.
Легенда о существовании многокилометрового подземного хода между Покровским монастырем и Куряжской колонией будоражит историков не одного поколения. Как и каждый уважающий себя город Харьков всегда имел свой миф подземного града Китяжа. Собственно, а почему бы и нет?
Если есть катакомбы во Франции, Марокко, Грузии, если имеются тайные ходы в Одессе, Бердичеве, Киеве, то неужели подземелье Слобожанщины не таит в себе загадок истории? Этими вопросами историки задавались еще в XIX веке. Появление первого наукообразного исследования, посвященного подземным ходам, связано с подготовкой к проведению в Харькове в 1902 году XII археологического съезда. Незадолго до него Дмитрий Багалей обратился к горожанам с просьбой сообщить все, что им известно о подземельях. Тема вызвала широкий резонанс у общественности, заставив тогдашние власти всерьез задуматься, насколько реальна угроза провала центральной части города в царство Аида. Если пару лет назад возле филармонии дважды у всех на глазах уходил под землю автотранспорт, то можно себе представить реакцию достопочтенной публики той утонченной эпохи, когда на главной площади города провалилась конка. Дискуссии о загадочных штольнях, необъяснимых гротах и таинственных ходах продолжались около десяти лет. В конце концов, участившиеся провалы и находки старинных подземных сооружений при проведении строительных работ привели к тому, что в 1913 году при городской управе были созданы два специальных подразделения. Их целью являлось тщательное изучение подземного пространства Харькова. На заседании 13 мая 1913 года заведующий инженерным отделом Городской управы З. Харманский заявил: «Поскольку количество подземных сооружений постоянно увеличивается, требуется создать постоянно действующий орган, который бы ведал всеми подземными работами, их классификацией и систематизацией, а также составлением планов всех подземных сооружений».
Оживленные споры дореволюционных исследователей вызвал вопрос о назначении подземных ходов. Большинство историков того времени склонялись к мысли, что строительство загадочных штолен носило общественный характер и велось в целях обороны и возможного бегства населения во время татарских набегов. Иной была точка зрения городского архитектора Г. Павловского. Он считал, что постройка ходов имела коммерческие цели, и устройство подземелий – дело рук купцов, использовавших их для хранения своих товаров. Уже в конце августа 1913 года, по предложению профессора А. Федоровского, была принята специальная программа обследования подземного Харькова. Но, как это часто бывает, политические события перечеркнули все надежды разгадать многовековую тайну загадочных лабиринтов. С началом Первой мировой войны комиссия по исследованию подземных ходов прекратила свою деятельность. После революции первой столице было уже не до подземных проблем. Известно, что раскопки в центре Харькова осуществлялись А. Федоровским в 1928-1929 гг., но отчетов о них не сохранилось, поскольку в годы Второй мировой войны находки были депаспортизированы.
Накануне Второй мировой войны ученые снова заинтересовались мистическими гротами. Есть информация, что перед фашисткой оккупацией группа военных специалистов обследовала ходы в окрестностях Успенского собора на предмет их возможного использования в качестве убежищ. В донесениях этой секретной группы отмечалось, что исследователям удалось обнаружить необычные галереи. Также в штольнях найдены останки электрооборудования для освещения подземелий. По рассказам очевидцев, в войну здесь действительно находилось бомбоубежище, причем попасть в него можно было как из Успенского собора, так и из горисполкома. Когда несколько лет назад к мэрии решили пристроить еще одно административное здание, при рытье котлована строители обнаружили хорошо сохранившиеся подземные ходы. Группа спелеологов успела проникнуть в эти завалы, расчистила лаз и даже зафиксировала частично разрушенный свод, выложенный красным кирпичом. На нем четко видны следы потеков, свидетельствующих о том, что ход был заполнен грунтовыми водами. После обследования загадочных подземных галерей, поисковики пришли к выводу, что эти сооружения связаны с купеческой деятельностью. В них обнаружили специальные ниши для хранения дров. Подобные места есть во многих замках Европы. Возможно, в них хранились запасы продукции. В подвалах поддерживался соответствующий температурно-влажностный режим. Сейчас он, к сожалению, нарушен, и если через 10-20 лет эти постройки не привести в порядок, то они начнут рушиться, что может привести к обвалу современных зданий. Тогда исследовать загадки истории поисковикам не дали, и через некоторое время подземные ходы были залиты бетоном, а на их месте был заложен фундамент нового здания горисполкома.
На сегодняшний день обнаружено более 70 входов в таинственный мир. К сожалению, подземный город все еще используется нелегально. Кроме того, там до сих пор находятся секретные объекты, которыми пользуются отдельные представители криминального мира. Большая часть фрагментов подземных ходов сильно захламлена мусором, и лишь отдельные участки, к которым удалось пробраться спелеологам, поражают своей величественностью. Неоднократные обращения к городским властям с призывом принять деятельное участие в комплексном изучении проблемы ни к чему не привели. Хотя, помимо научного интереса, археологические раскопки можно выгодно использовать в коммерческих целях для развития инфраструктуры туризма и развлечений.
Не исключено, что сенсационные находки на ул. Квитки-Основьяненко заставят пересмотреть не только дату основания Харькова, но и приоткроют завесу над другими тайнами. Сегодня уже доподлинно известно, что под асфальтом центральных улиц города существует разветвленный подземный лабиринт. Факт существования подземных ходов в бывшем Куряжском монастыре у большинства ученых тоже не вызывает сомнений. Конечно, подземные ходы от Харькова до Куряжа не могли полностью сохраниться до наших дней. Нет также и достоверных документов или старых планов, доказывающих их подлинное существование. Но большое количество свидетельств горожан, а также пристальное внимание высших военных руководителей Харьковского полка к Куряжской обители наводят на мысль о наличии такой подземной связи. А если все это правда, то историкам придется объяснить, что означают обнаруженные в свое время на площади Розы Люксембург поселения и могильник Черняховской культуры, относящейся к славянским и готским племенам? О чем могут свидетельствовать найденные на ул. Чернышевской римские монеты? Как трактовать путевые заметки арабского путешественника Ибн Фадлана, подлинность которых, кстати, подтвердил в свое время академик Рыбаков, что «у руссов есть три больших города – Киява, Черниг и Харка»? Слобожанская археологическая служба, под руководством Ирины Голубевой, впервые зафиксировала слой, насыщенный артефактами XII-XIV веков. Теперь можно однозначно утверждать, что Харьковская крепость была построена на остатках городища древнерусского периода.
По поводу того, что считать датой основания города, существуют две точки зрения. Первая – время с момента постоянного и беспрерывного поселения на одном месте. Вторая – сам факт основания первого поселения на городском детинце. Какой из них придерживаться – будет решать городская община. Известны примеры Москвы, Киева или Полтавы, власти которых неоднократно «удревняли» даты их основания. А если взять, например, Рим, годом рождения которого традиционно считается 753 год до н.э., то археологически вечный город, безусловно, гораздо старше. Кто знает, возможно, скоро мы будем отмечать 900-летие Харькова. Ведь если раньше считалось, что крепость Шарукань следует искать на Волге, то теперь давнее предположение профессора Н. Аристова, что Харьков – это половецкая крепость Шарукань, взятая древнерусскими князьями в 1111 году, может стать историческим фактом.
Инф.glavnoe.ua