• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Загадки средневековых церквей в Нежине (Черниговская область)
    Опубликовано: 2013-02-09 02:20:09

    «Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай,
    страну нашу и архиереев, и вся российския народы
    от всех бед избавляй по велицей Твоей милости».

     

    Тропарь из акафиста Пресвятой Богородице Толгской.

     

    В средние века Нежин слыл купеческим городом. Такую славу ему принесли греки. В конце 18 ст. в городе насчитывалось более 11 тыс. жителей, что почти в четыре раза превышало население губернского города Чернигов. Во времена Екатерины II границы Российской империи раздвинулись до Чёрного моря, наиболее состоятельные греки потянулись на юг. И греческая община потеряла своё былое значение, постепенно пришла в упадок. Но ещё и сегодня в греческом квартале, в центре города, можно увидеть две греческие церкви: Всех Святых и Св. Михаила.

     

    А всего в Нежине средневековых церквей более двух десятков, но многие нужно восстанавливать. Есть два действующих монастыря. Благовещенский мужской основал митрополит Стефан Яворский (1702). И хотя монастырь вернули Православной Церкви, много предстоит работы по реставрации Благовещенского собора и благоустройству территории. Совсем рядом расположена Николаевская церковь. На площади перед ней проходила Чёрная Рада, когда был убит претендент на гетманскую булаву полковник Золоторенко (1663). А за церковью — старый парк. Украшением его является бюст Н.В.Гоголя, (скульптор Н.Забила, 1881). Будущий великий русский писатель учился в Нежинской Гимназии высших наук князя Безбородко.

     

    А Свято-Введенский женский монастырь «прописан» по улице Авдеевской, 44-А. Это тоже в центре. Вот так компактно, удобно для туристов и паломников, расположены в Нежине исторически значимые памятники старины.

     

    Группа паломников из Беларуси приехала в Нежин, чтобы в Свято-Введенском женском монастыре приложиться к чудотворному образу Божьей Матери Толгской. Но сталось так, что из другого женского монастыря — Свято-Николаевского Крупицкого, расположенного под Батурином, привезли чудотворную икону Святителя Николая. В Введенской церкви перед чудотворным образом шла литургия. А когда служба закончилась, благочинная монастыря монахиня Наталия пригласила паломников на трапезу и рассказала об истории обители.

    Основание Введенского монастыря относится к середине XVII ст. Набожная и благочестивая вдова Анна Бреславская в память о безвременно скончавшемся муже, стародубском полковнике, решила основать Божью обитель. На тихой тенистой окраине города прикупила земли для дома и построила приют для бедных. Слух об угодных Богу делах дошёл до архиепископа. По его благословлению во дворе дома Анны возвели два храма. Введенский - в честь Введения Богородицы в храм - дал название монастырю. А рядом возвели церковь во имя святого пророка Илии.

    В пожаре 1756 года оба храма и кельи сгорели. Но Божьей помощью и стараниями насельниц на месте пожарища возвели деревянную церковь с трапезной в честь пророка Илии и новые кельи. А когда решили возвести каменную, нашли свинцовую дощечку. Надпись гласила: «Основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина… при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. кн. Александра Невского – в лето 1757, месяца января, 12 дня».

    Девичья монашеская обитель стараниями монашек и каждой новой игуменьи постепенно обустраивалась. В 1775 году Нежин посетила Екатерина II и пожертвовала обители (игуменьей была гречанка Ефвросиния) большие по тем временам деньги — 150 рублей. При игуменье Магдалине возвели и освятили новый каменный храм Введения Богоматери (1778).

    Из доклада игуменьи Анны, пришедшей из Черниговского Пятницкого женского монастыря, закрытого указом Екатерины II, известно, что в обители проживало 26 монахинь и послушниц.  Монастырь расстраивался. При игуменье Варваре Стороженковой построили каменную колокольню и тёплый храм пророка Илии (1814).

    Много полезного для монастыря сделала игуменья Панкратия Чернова, дочь Почётного гражданина Нежина Семёна Чернова. Было построено каменное ограждение, достроен тёплый храм с пределом в честь святых Жен Мироносиц (1850), построен двухэтажный каменный корпус для черниц. После неё игуменьей стала казначея Смарагда (в миру Раиса). При ней открылось двухклассное училище для девочек. Монастырь взял на своё содержание 10 девочек-сирот. Их обучали Закону Божьему, русской словесности, русской истории, географии, арифметике и французскому языку. Позже программу расширили, училище стало трёхклассным. В каждом классе учились два года. С началом русско-турецкой войны (1877-1878) училище закрыли, а помещение приспособили под госпиталь для раненых офицеров. Больше монастырская школа свою деятельность не возобновила.

    Послушницы монастыря были мастерицы на все руки. Обслуживали больницу на 12 коек, содержали гостиницу для паломников, обучались в иконописной мастерской. И до того поднаторели в писании икон, что стали принимать заказы. Написали иконы для иконостаса Вознесенской церкви села Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырщине, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно существовала иконостасная мастерская, в ней обучалось 15 послушниц.

    Сестры монастыря слыли знатными рукодельницами и золотошвеями. Состоятельные горожане заказывали в обители приданное для своих дочерей: стёганые ватные одеяла с затейливыми узорами, прекрасное постельное бельё из голландского полотна, различные полотенца, ночные рубахи с кружевами.

    По сведениям черниговского архимандрита Филарета Гумилевского, историка Русской Церкви, сестры Свято-Введенского монастыря пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря в Чернигове, реставрировали ризницу черниговского архиерейского дома.

    Монастырю также принадлежал скит в лесу возле села Ветхое. В нём сестры не вели жизнь затворниц, а неустанно трудились в большом хозяйстве, обеспечивая овощами и фруктами монастырский стол.

    Нежинский старожил А.Н.Лазаренко красочно описал жизнь монастыря в своих воспоминаниях. «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой. В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади… Монашеская гостиница считалась самой аристократической и дорогой. Условия были на столько комфортабельны, что богатые холостяки жили там постоянно… В отличие от мужского монастыря, который пользовался популярностью, женский монастырь способствовал повышению культуры в городе».

    К этому времени в монастыре насчитывалось 200 монашек, принадлежало ему 30 десятин земли. Таким представал перед нежинцами, гостями города и паломниками Свято-Введенский монастырь перед революцией 1917 года.

    Упадок и возрождение обители.

    После революции монастырь ещё функционировал. Не сразу у большевиков добрались руки до всех православных святынь! Но расцвета монашеской жизни уже не было. Забрали землю, мельницу и гостиницу. А в 1936 году монастырь закрыли. Советская власть вспомнила, что когда-то здесь существовал госпиталь для раненых. И вновь открыла его. Но Введенский храм был действующим до самой Великой Отечественной войны. А после войны нужно было восстанавливать разрушенный фашистами город. О монастыре совсем забыли, территория его окончательно пришла в запустение и упадок.

    И только в 90-х годах прошлого столетья, пережив долгие годы забвенья и разрухи, обитель возродилась к жизни. Нелегко пришлось игуменье Антонии (Терещенко), которая по благословлению владыки Антония, митрополита Черниговского и Нежинского, приехала поднимать пустынь. Были разрушены церковь пророка Илии, жилые корпуса, упразднено монашеское кладбище. Вся территория некогда процветающего монастыря превратилась в свалку и значительно сократилась.

    Трёхэтажный дом, где прежде располагалась церковь Покрова Божией Матери с пределом святителя Николая и кельи сестер, ныне принадлежит военным. Нежинское училище культуры и искусств им. М.Заньковецкой разместилось в бывшей монастырской, гостинице и мастерских.

    Но с упованием на Богородицу и Божью помощь, были преодолены все трудности восстановления. С усердием православные помогали очищать от мусора и хлама монастырскую территорию. И 21 июля 1998 года в обители за долгие годы совершилась первая литургия в честь иконы Казанской Божьей Матери.

    Уже отреставрирован главный соборный храм монастыря — Введенский. Построен игуменский корпус и кельи для сестёр, заканчивается реставрация колокольни. Ильинская церковь ещё не восстановлена, но сестры надеются на её возрождение.

    Главным престольным монастырским праздником является праздник Введения Пресвятой Богородицы (4 декабря). Второй храмовый праздник - Святого пророка Илии (2 августа).

    Инокини, которых в монастыре двадцать самого различного возраста (от 17 до 80 лет), стали жить в новом двухэтажном корпусе. День начинают в 5.30, после утренней молитвы – служба, потом трапеза и послушания (у каждой сестры свои). На территории монастыря работает швейная мастерская, есть небольшой участок за городом. Работы хватает! А перед сном снова молитвы. Так, в постоянных молитвах к Божьей Матери, заботах о спасении души и беспрерывных трудах, проходят дни.

    Чудотворные иконы обители

    Свято-Введенский монастырь широко известен за пределами Черниговской области чудотворными иконами: Божьей Матери Толгской (список XVI ст.) и «Достойно есть» (список вт. пол. XIX).

    История чудотворной иконы Божьей Матери Толгской началась под Ярославлем в 1314 году. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор (в схиме Трифон), объезжая свою епархию, остановился на ночлег на берегу Волги. В месте, где с противоположной стороны в неё впадал приток Толга. Ночью проснулся и удивился яркому свечению. Когда вышел из палатки, увидел огненный столп. К нему вела через Волгу дорожка. Ступив на дорожку, он прошёл по ней, как посуху, и увидел высоко висевшую в воздухе икону Богородицы с младенцем на руках. Епископ перед ней помолился и той же дорожкой, не замочив ног, вернулся в свою палатку. Но забыл свой епископский жезл. Утром о нём вспомнил и указал слугам, где искать. Переправившись через Волгу, они нашли жезл под иконой Божьей Матери, стоящей между деревьями. В честь столь чудесного явления иконы Богородицы, епископ Трифон в этот же день повелел соорудить на этом месте церковь. И сам взялся за топор. Так за один день была сооружена церковь во имя Введения Богородицы в храм. А 8 августа, когда икона явилась, установил днём празднования. Здесь же было решено основать монастырь.

    В монастыре служили утреню, священник возгласил: “Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим!” На иконе из правой руки Богоматери стало истекать миро. Когда же запели: “Владычице, прими молитвы раб Твоих”, истекло миро из левой ноги Богомладенца. Кто присутствовал на службе, помазались миро. Многие получили исцеление от своих недугов. А икона с этого дня стала почитаться мироточивой. Случилось столь чудесное событие 16 сентября 1392 года.

    Существует предание, что возле чудотворного образа излечился от тяжёлой болезни ног царь Иоанн IV Грозный. В благодарность возвёл в монастыре каменную церковь и пожертвовал ей украшенный жемчугами и драгоценностями образ Спаса Нерукотворного.

    С чудотворной иконы Божьей Матери Толгской было написано несколько копий. Одна из них находилась в Введенском монастыре после его основания, а когда при большевиках обитель закрыли — бесследно исчезла. Но Пути Господни неисповедимы! Случилось так, что новый список чудотворной иконы Введенской обители в 2000 году подарила землячка. Игуменья Варвара, настоятельница Толгского женского монастыря Ярославской области, родом из села Дремайловки, совсем недалеко от Нежина.

    Возле вновь объявленной в монастыре иконы не однажды происходили таинства чудесного исцеления. Вот лишь один случай из рассказа игуменьи Антонии. «Женщине назначили операцию в Чернигове. Накануне она молилась в монастыре у чудотворного образа Божьей Матери Толгской. Когда приехала в больницу, врачи ещё раз обследовали и сказали, что в организме произошли изменения, операция не нужна».

    Икона «Достойно есть» находится на Афоне, в алтаре Свято-Успенского собора в Карее. По преданию, прославлять Богородицу песней «Достойно есть…» перед Её иконой, которая называлась «Милующая» научил афонского инока Архангел Гавриил. С тех пор икона получила название «Достойно есть». Список с иконы написали на Афоне специально для Киева (1885). Позже копию подарили Нежинской Свято-Введенской женской обители. По уверению сестер монастыря, эта икона способствует разрешению сложных жизненных ситуаций, помогает смягчать сердца и налаживать взаимоотношения: в семье или на работе.

    Здесь уместно сказать, что Черниговская епархия несколько лет назад разделилась на две: Черниговскую и Нежинскую. И Свято-Введенский монастырь сегодня принадлежит Нежинской епархии, которую возглавляет Преосвященнейший Ириней, Епископ Нежинский и Прилуцкий.

    чччМонастырь возродился к жизни. Но много ещё предстоит сделать, чтобы он зажил полнокровной духовной жизнью. На его территории есть лавка, где продаётся церковная атрибутика. Вот на эти деньги, а также пожертвования прихожан, монастырь и существует.


     

    Инф.gorod.cn.ua



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.