• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Человек-легенда из-под Сум
    Опубликовано: 2013-02-07 02:10:17

    Из нашей области вышло немало известных и замечательных людей, но мало кто был удостоен того, чтобы стать героем литературного произведения. .Журналист «Данкора» побывал на родине Александра Булатовича, человека, про которого Валентин Пикуль написал рассказ «Гусар на верблюде». Личность Булатовича, солдата, путешественника и монаха овеяна романтической тайной…

     

    Этот удивительный Булатович
    Съездить в село Луцыковку Белопольского района, где когда-то находилась усадьба матери некоего Александра Булатовича, нам предложил герой одной из наших прошлых публикаций, фотограф-любитель Сергей Гуцан. А чтобы подготовиться к поездке, он посоветовал прочитать миниатюру «Гусар на верблюде» Пикуля. Что я и сделал. И если поначалу перспектива ехать в какую-то Луцыковку не вызвала у меня особого энтузиазма, то теперь я прямо-таки загорелся этой идеей. Уж больно необычной оказалась личность Булатовича!

     

    Из рассказа, а потом и документальных статей о Булатовиче я узнал, что Александр Ксаверьевич (родился в 1870 г. в г.Орел), перед тем как стать выдающимся взрослым, был выдающимся ребенком. Он отлично учился, переходя с наградами из класса в класс. Потом изъявил желание продолжить учебу не где-нибудь, а в Александровском (Царкосельском) лицее, откуда вышли Пушкин и многие декабристы, и поступил в него, хотя попасть туда было непросто, а учиться там — недешево.

     

    Закончив лицей, Александр получил звание титулярного советника и мог бы спокойно служить на хорошем месте, но такая перспектива показалась ему скучной. И Булатович избрал военную службу, которую начал всего-навсего рядовым. Самая интересная часть биографии Булатовича началась в 1896 г., когда он в составе отряда Красного Креста отправился в Абиссинию (теперешнюю Эфиопию) помогать народу далекой африканской страны, на суверенитет которой покушались Британия и Италия и независимость которой поддерживала Россия. Шаг рискованный, однако Булатович не боялся трудностей. Он быстро выучил язык эфиопов, пересел с лошади на «корабля пустыни» и стал привыкать к жаре и холодам пустыни. Вместе с эфиопским войском Булатович участвовал в покорении соседней с Эфиопией и неизвестной европейцам Каффы, проявив чудеса храбрости и выносливости, и заслужил любовь эфиопского народа и уважение местного монарха. Тот удостоил нашего соотечественника высшей награды – подарил золотые щит и саблю. Говорят, до сих пор к имени наиболее уважаемых граждан Эфиопии добавляют слово «булат». А географические записки и доклады Булатовича имели и по-прежнему имеют большое научное значение.

     

    Какое-то время спустя, после того как Булатович был отозван в Россию, он снова неожиданно и круто изменил свою жизнь, подавшись в… монахи! Теперь он отец Антоний. Приняв постриг, новоиспеченный схимник отправился на святую гору Афон, где до 1911 г. вел жизнь «замкнутую, безмолвную, одинокую, всецело был занят своим подвигом, за ограду обители никогда не выходил, держался в стороне от всех дел, не знал, что делается на белом свете, ибо абсолютно никаких журналов, ни газет не читал». В 1910 г. его рукоположили в иеромонахи, а в самом начале 1911 г. отец Антоний отправился в четвертый и последний раз в Эфиопию, где, кроме прочего, подобрал раненого ребенка, назвал его Васькой и привез в Россию (правда, через несколько лет вернул Ваську на родину).

    Интересно, что будучи монахом, Булатович сохранил дух воина. Он принял участие в борьбе двух группировок афонских монахов – имяборцев и имяславцев (течение, объявленное еретическим) - и даже возглавил восстание на стороне последних. Вышел большой скандал, и отец Антоний, был вынужден покинуть Афон.

    А когда началась Первая мировая война, Булатович в качестве священника отправился на передовую. Затем вернулся в родовое поместье – Луцыковку, где вел аскетический образ жизни, как и подобает схимнику. Так продолжалось несколько лет. И вот в ночь с 5 на 6 декабря 1919 г. иеромонах Антоний Булатович был убит выстрелом в голову на пороге своей кельи. Обстоятельства этого преступления до сих пор остаются неизвестными…

    На родине «гусара на верблюде»
    По дороге в Луцыковку, на выезде из Сум, мы поджидаем вторую часть нашей делегации, в частности не на шутку увлекшегося Булатовичем врача Сергея Неговского и краеведа- историка Михаила Манько. Сергей вез в Луцыковку гранитную табличку с портретом Александра Ксаверьевича, датами его рождения и смерти и короткой информацией о нем. Ее планировалось прикрепить на стене часовенки, установленной на том самом месте, где нашли тело отца Антония, и рядом с местом его нынешнего захоронения.

    И вот мы в Луцыковке. Нас встречает директор местной школы Елена Денисенко и учитель истории Антонина Нехаенко. Нас провели в крошечный школьный музей, часть экспозиции которого посвящена Булатовичу. Вот он на фотографии – поручик Булатович с лихо закрученными усами. Изюминка экспозиции – оригинал фотоснимка Булатовича, который сегодня можно встретить в интернете и который некогда был подарен о.Антонием конюху.

    К нам присоединяется местный батюшка – отец Владимир, и мы едем на место гибели героя нашей публикации. От усадьбы, стоявшей на вершине холма, не осталось и следа (первую усадьбу сожгли крестьяне во время революции 1905 г., а вторую Булатович достроить не успел, и со временем ее разобрали). Могила отца Антония очень скромная – невзрачный металлический крест, выложенное плиткой надгробие. Часовня Трех Антониев (Антония Великого, Антония Печерского и Антония Булатовича) тоже аскетична – как и сам мученически погибший схимник.

    На стену часовенки, примеряют мемориальную доску. Потом единомышленники долго беседуют. Михаил Манько рассказывает, что в Сумах до сих пор сохранились места, связанные с фамилией Булатович. Это дом на ул. Псельская, 18 и кирпичная пирамида на городском кладбище, где, скорее всего, была погребена мать Александра Ксаверьевича. А отец Владимир договаривается с Сергеем Неговским еще об одной табличке, которая дополнит первую… К

    как перезахоронили отца Антония
    Рассказывает местный священник отец Владимир:

    - Я знал, где находится могила Булатовича, мне ее отец показывал. Она была в запущенном состоянии, там сваливали мусор. Но настало время, когда местная община изъявила желание перезахоронить отца Антония. Но я был против этого, потому что документально это перезахоронение не оформили, разрешения на эксгумацию от различных служб были получены только устные. Но, как бы там ни было, в один прекрасный день (он был не таким уж прекрасным) мы собрались на кладбище. Бывший директор школы, который точно знал, где находится захоронение, сказал нам, что мы ищем не там, и начал уводить нас в сторону. Но когда стали копать, нашли массовое захоронение 1933 г. – туда во время голодомора в одну могилу было брошено три тела. Мы их отпели и перезахоронили.

    Но у нас была старая фотография могилы отца Антония. Я предложил найти старый фотоаппарат, и, глядя через его объектив, мы отыскали похожее место. Там откопали гроб священника, обитый дорогим галуном. Тело усопшего оказалось большей частью нетленным.

    Это был 2004 г., предвыборная кампания. Первая жена нашего нынешнего президента привезла дорогой гроб, в который мы положили останки. Месяц он простоял в нашем храме, а потом вдруг была дана команда немедленно провести погребение. Господь распорядился так, что оно состоялось ровно через 74 года, день в день после смерти отца Антония.

    Как сумчане проложили тропу в Луцыковку
    - Как-то мы с Сережей (Гуцаном) встретились в туристическом клубе, и случайно речь зашла о Булатовиче, — рассказывает сумчанин Сергей Неговский. — Кто-то спросил: «Кто помнит отчество Булатовича?» Сергей сразу сказал: «Ксаверьевич». А я не помнил и решил еще раз перечитать исторические миниатюры Пикуля. Начал перечитывать и встретил название Луцыковка. А я часто езжу по трассе и встречаю его. Я задумался: «Не та ли это Луцыковка?». Оказалось – та, наша, сумская. Я позвонил Сереже, сказал ему об этом. Он подтвердил мою информацию и рассказал, что в Луцыковке есть могила Булатовича. И как-то получилось, что мы заинтересовались этой личностью, приехали раз, другой...

    - Впервые я приехал сюда лет пять назад, — продолжает Сергей Гуцан. — Я показывал это место знакомым. Мы встретили интересных людей, которые уже занимались этой темой. Но в какие-то конкретные поступки этот интерес не облекался. Тут потребовалась энергия Сергея (Неговского). Был заказан гранитный крест, который мы планируем установить на месте теперешнего. А мемориальная плита дает непосвященному человеку первичную и, в принципе, интригующую информацию о том, кем был Булатович: гусаром, путешественником, богословом.

    Думаю, скоро наступит время, когда здесь будет "зеленый туризм". И место интересное, и событие интересное, и личность интересная. Для нашей местности ничего похожего нет. Это будет брендовое место.

     

    Инф.dancor.sumy.ua



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.