Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,
был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители,
умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и
спастися душам нашим, Святе, молитвами твоими.
Тропарь свт. Феодосию.
О детских годах Феодосия практически ничего не известно. Человек весьма скромный, он не любил распространяться о своих юных летах. Ведомо лишь, что происходил из обедневшего дворянского рода Полоницких-Углицких, проживавшего на Правобережной Украине, на территории современной Винницкой области. Отец его был православным священником, звали его Никитой, а мать — Марией. Вот там, на Правобережной Украине, и родился Феодосий Углицкий. Однако есть и другое суждение, что родился он в Киеве, куда, спасаясь от польских притеснений, переехали его родители. Точная дата рождения, как и мирское имя Феодосия, остались неизвестными. Потому время его появление на свет называют неопределённо: 30-е годы XVII столетия.
В семье, где отец являлся священником, жизненный путь мальчика был предельно ясен. Когда родители определили его в Киево-Могилянский коллегиум, сомнений у мальчика не возникло. Право так думать даёт нам вся его дальнейшая жизнь, безраздельно отданная прославлению Бога.
Братскую школу Киевского Богоявленского монастыря объединили со школой Киево-Печерской лавры, основанной Петром Могилой. Так на территории монастыря возник Киево-Могилянский коллегиум (1632). И только гораздо позже он получил статут академии (1701). Когда Феодосий учился в коллегиуме, ректором был Лазарь Баранович, выдающийся подвижник Православия. Он и обратил внимание на пытливого и усердного ученика. В дальнейшем это сыграло решающую роль в жизни Феодосия. Товарищами его по коллегиуму были Симеон Полоцкий, известный религиозный и общественный деятель, поэт и наставник детей царя Алексея Михайловича, а также Иоанникий Галятовский, будущий ректор Киево-Могилянского коллегиума (1658-1665), а позже архимандрит черниговского Елецкого монастыря. Именно Галятовский восстановил лучшее в Малороссии учебное заведение после его разорения и закрытия поляками. При польском владычестве Киево-Могилянский коллегиум являлся светочем борьбы Православия с католиками и униатами. Поляки этого простить не могли.
Существует предположение, что после закрытия Могилянки обучение своё Феодосий продолжил за границей. А когда вернулся, принял постриг в Киево-Печерской лавре. Вот с этого времени он и стал называться Феодосием, в честь Феодосия Печерского. Он навсегда сохранил в своей душе глубокую признательность к братскому Богоявленскому монастырю. Ведь здесь он обрёл истовую веру, стал непреклонным борцом за православные идеалы. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сохранилась такая запись: «Был он (Феодосий – авт.) муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
Видя его богопросвещённый разум, митрополит Киевский Дионисий (Балабан), поставил молодого инока архидиаконом собора Святой Софии (Софийского собора), затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.
Но Феодосий, верный своему иноческому уделу, испросил благословения поселиться в отдалённом Крупицком монастыре под Батурином. Здесь он был положен в иеродиаконы, но пробыл в монастыре недолго. Митрополит Дионисий, благоволивший просвещённому монаху, посвятил Феодосия в сан игумена и поставил настоятелем Корсунской обители, принадлежавшей Каневской епархии (1662). И уже здесь купно с иноками Феодосий воспевал хвалебную песнь Творцу.
А через два года Феодосий стал настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. До освобождения Малороссии от польского гнёта, здесь хозяйничали униаты. Феодосий немало постарался, чтобы привести обитель в порядок. Православная вера полно воссияла в стенах древней обители. Прекрасный монастырский хор прославился по всей Южной Руси, а его певчие радовали своими голосами даже Москву.
Но враг рода человеческого послал Феодосию испытание. По бесовскому наущению епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий (Филимонов) обвинил Феодосия в предательстве интересов России. После двухмесячного разбирательства все обвинения были сняты, царь Алексей Михайлович дал Феодосию милостивую грамоту. Так был посрамлен завистник стойкого ратоборца за православную веру.
Феодосий являлся горячим сторонником присоединение Киевской Митрополии к Русской Православной Церкви. Для решения этого вопроса был направлен с посольством в Москву. Свою миссию выполнил он успешно. После подписания ряда надлежащих грамот, Киевская Митрополия вошла в лоно Русской Православной Церкви (1686).
Слава о богоугодных делах игумена Выдубицкого монастыря ширилась. Лазарь Баранович, ставший к этому времени черниговским архиепископом, вспомнил своего ученика и пригласил в Черниговскую епархию. Феодосий стал архимандритом Черниговского Елецкого монастыря (1688), вместо скончавшегося Иоанникия Галятовского. Так открылась новая «черниговская страница» в жизни и деятельности великого подвижника русской веры.
В Чернигове Феодосий прославился благоустройством Елецкой обители, которая в своё время немало претерпела от поляков. При них храм Успения Богородицы превратился в костёл доминиканцев. Много сил и стараний пришлось приложить архимандриту Феодосию, чтобы вернуть монастырю православный облик. И уже через два года вновь возрождённая обитель, избавившись от нужд и лишений, зажила полнокровной жизнью.
Лазарь Баранович, чувствуя приближение смерти, видел Феодосия своим преемником. Об этом он просил Московского Патриарха Адриана. В Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная хиротония. На ней присутствовал царский дуумвират: Иван и Пётр Алексеевичи Романовы. Архимандрит Феодосий был посвящён в епископа Черниговского и получил сан архиепископа (11 сентября 1692 года). Ему разрешили проводить богослужение в саккосе, особом верхнем архиерейском облачении. В то время такая привилегия давалась только патриарху и митрополитам.
Сталось редкое для Русской Православной Церкви событие — в Черниговской епархии одновременно стали служить два высших церковных иерарха. А когда в декабре 1693 года Лазарь Баранович скончался, Феодосий, получив так называемую «ставленую грамоту», стал самостоятельно управлять епархией. Управлял епархией он успешно, но недолго, всего три года. За это время освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком мужском монастыре (1694), а годом позже — Свято-Троицкий собор, детище Лазаря Барановича. С построением Троицкого собора, уже существовавший Ильинский монастырь расширил свою территорию, и с этого времени стал называться Троицко-Ильинским.
А в феврале 1696 года архиепископа Феодосия не стало. Прах его в кипарисовой раке упокоился в Борисоглебском соборе справа от алтаря. Правопреемником стал игумен Брянского Свенского монастыря Иоанн Максимович. Феодосий ещё при жизни сделал его настоятелем Черниговской Елецкой обители и возвёл в сан архимандрита.
Елецкий монастырь играл важную роль в духовной и культурной жизни Чернигова. На его территории находилась типография, в которой была издана первая печатная в Чернигове книга «Перло многоценное» (1646), принадлежащая перу архимандрита Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого. Многие выдающиеся церковные деятели являлись настоятелями Черниговской Елецкой обители. Среди них причисленные РПЦ к лику святых митрополит Дмитрий Ростовский (Туптало) и Антоний Стаховский, митрополит Тобольский и всея Сибири.
Первым, кто излечился от болезни у мощей Феодосия, был архиепископ Иоанн Максимович. Он распорядился сделать в фундаменте Борисоглебского собора склеп, куда перенесли раку с мощами Феодосия. Многие у его раки получали утешение своим скорбям, а болящие исцелялись. Черниговский купец-раскольник Горбунов излечился от своего застарелого недуга. Благодарный Феодосию, он заказал для его мощей новую раку. Слава о чудотворце Феодосии Черниговском стала передаваться из уст в уста и распространилась по всей России.
Кутузов, в бытность свою военным губернатором Киева, передал на поминание Феодосия 20 рублей (по тем временам это большие деньги). Император Александр II с супругой Марией Александровной, проезжая Черниговом, поклонились мощам святого черниговского чудотворца (1857).
Святейший Синод распорядился записывать все случаи исцеления у мощей Феодосия (1835). Таких случаев было отмечено 60. И в канун двухсотлетия со дня смерти Феодосия Черниговского, Святейший Синод решил вопрос о его канонизации. Торжественные празднования состоялись 5-10 сентября 1896 года и получили большой размах. На них присутствовало множество малороссийского духовенства и знатных светских лиц. Паломников со всей России съехалось не менее 150 тысяч. Для 27-тысячного Чернигова это было настоящее столпотворение. Для поддержания порядка в небольшой губернский городок были стянуты два пехотных полка, казаки, полицейские из Киева, городовые и жандармы (более 120 человек) из Москвы. Для обслуживания столь большого стечения народа, на подмогу черниговским извозчикам прибыли киевские.
Сахарозаводчик Н.А.Терещенко даровал для мощей святителя серебряный саркофаг с позолотой, стоимостью 35 тысяч рублей. Рака с нетленными мощами Феодосия была торжественно перенесена из Борисоглебского в кафедральный Спасо-Преображенский собор (здесь проходило праздничное богослужение), и помещёна в саркофаг. Однако после революции саркофаг исчез. Ходили слухи, что большевики его уничтожили, но, думается, просто украли. Слишком большую он представлял ценность: много серебра и золота ушло на его изготовление.
А через год поклониться мощам святителя Феодосия приехал Иоанн Кронштадский и пробыл в Чернигове два дня.
После революции история с мощами святителя Феодосия оказалась драматичной. В новой жизни, которую строила советская власть, не было места Церкви и её святым. И молитвенное пение у раки святителя надолго умолкло. Пятый губернский съезд Советов Черниговщины постановил мощи Феодосия открыть и освидетельствовать (февраль 1921 года). Что и было сделано в присутствии врачей и священнослужителей. Мощи оказались в хорошей сохранности, и медики не смогли дать нужного властям заключения. И начались мытарства мощей святителя Феодосия. Их хотели выставить на всеобщее обозрение в местном этнографическом музее, но верующие воспротивились. Повторное освидетельствование мощей с участием московских врачей тоже оказалось невразумительным. Мощи отправили в Москву, оттуда они перекочевали в Ленинград.
В Ленинграде они очутились в Казанском соборе, превращённом в музей религии и атеизма. Здесь над ними колдовали врачи-атеисты, а потом о них просто забыли. Сохранилось свидетельство верующей женщины, видевшей мощи святителя в музее. Мощи лежали в стеклянном ящике. Хорошо сохранившееся тело было тёмно-коричневого цвета. Однако на лице отсутствовал нос, а ноги были без ступней.
О мощах святителя Феодосия вспомнили во время Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде военные обсуждали сложившуюся тревожную обстановку. Царило сумрачное настроение и растерянность. Вдруг в подвале, где они находились, послышался голос: «Спросите святителя Феодосия». О нём никто ничего не знал, да и какой святитель, когда враг под стенами города?! Но всё-таки военные обратились к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), будущему Патриарху Московскому и вся Руси. В это тяжёлое для ленинградцев время он не оставил свою паству и проповедовал слово Божие в осаждённом фашистами Ленинграде. Алексий вспомнил о святителе Феодосии, мощи его перенесли в Никольский собор и провели надлежащую службу.
А ночью ударил мороз, замёрзла Ладога. По льду озера из блокадного Ленинграда вывозили истощённых от голода детей, женщин и стариков, раненых красноармейцев. А в город завозили продукты, военное снаряжение и боеприпасы. Ленинград жил и отчаянно сопротивлялся врагу. Хотя немцы сильно бомбили проложенную по льду Ладожского озера дорогу, её назвали «дорогой жизни». Но мало кто знает, что эту дорогу жизни называли также дорогой святителя Феодосия.
А после войны мощи святителя Феодосия вернулись в Чернигов (15 сентября 1946 года). Верующие торжественно встречали их в Троицком монастыре, среди них был и Лаврентий Черниговский. Но долго ещё не было упокоения мощам святого человека! Женский Троицкий монастырь (женским стал во время войны) закрыли (1962). Мощи святителя Феодосия опустили в подвал Троицкого собора, где находилась усыпальница черниговских архиереев. И только через 22 года они стали доступны верующим. Владыка Антоний (Вакарик) добился разрешения поместить мощи святителя в Воскресенской церкви,
В последние годы существования Советского Союза, в стране начались демократические процессы. Стало меняться отношение к Церкви. Троицкий собор вернули православным, он стал кафедральным. Мощи святителя Феодосия вновь перенесли в Свято-Троицкий собор. И поныне они покоятся в нём возле правого клироса. Возле них по понедельникам и четвергам в семь утра читается акафист.
Черниговцы считают святителя Феодосия покровителем города. Когда 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, расположенной в 70 км. от Чернигова, радиоактивное облако минуло город. Верующие убеждены, что так произошло по заступничеству святителя Феодосия. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС тоже считают его своим покровителем. В его честь построен и освящён храм в Киеве.
До революции многие храмы России были освящены во имя святителя Феодосия Черниговского. В Туле существует храм Покрова Богородицы, который до революции носил имя святителя Феодосия Черниговского. В настоящее время в нём есть придел его имени.
«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию, и всех согревал теплотою своего любвеобильного сердца», — вспоминал о нём Иоанн Максимович, будучи митрополитом Тобольским и всея Сибири.
Поминают святителя Феодосия Черниговского в день его смерти (5/18 февраля) и в день канонизации (9/22 сентября).
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Инф.gorod.cn.ua