Эта история опутана легендами, которые так легко спустя десятилетия, а тем более века выдаются за историческую правду.
Легенда № 1 - Шатиловка, 100 лет назад неприметная окраина Харькова, район трущоб и бедняков, сегодня, как по мановению волшебной палочки, превратившаяся в царство фешенебельных особняков и роскошных иномарок.
Шатиловка, которая, согласно легенде, получила свое название от имени "профессора окраины" и "врача бедняков" Петра Ивановича Шатилова, бескорыстно и самоотверженно лечившего тех, до кого мог бы и не снизойти, будучи известным во всем мире "светилом" медицины.
Легенда № 2 - семейная драма, разыгравшаяся на тихой шатиловской улочке, сегодня по непонятной забывчивости любителей всяческих переименований носящей имя Ленина, ранее - улицы Досекинской. Дело в том, что известный фотограф и фабрикант Досекин, имевший двух беспутных сыновей и очень положительного зятя, завещал свой завод мужу дочери! Этим самым зятем и был Петр Шатилов. Беда только, что, будучи блестящим врачом, он оказался никудышным предпринимателем. От долгов и банкротства его спас управляющий, которому в благодарность было разрешено построить на Шатиловке дом. Согласно той же легенде, в 1913 г. в этом доме жил и сам Шатилов со своей красавицей женой, доставлявшей ему, кстати, массу проблем своей популярностью у мужского пола. И что ж, это закономерно - вряд ли могли понять друг друга: она, блестящая светская дама, аристократка, кумир салонов, и он, работавший круглые сутки. Но здесь легенды заканчиваются. Потому что вклад Петра Ивановича Шатилова в медицинскую науку - реальный факт, подтвержденный его трудами и многочисленными историческими свидетельствами.
Шатилов был автором более 30 трудов по вопросам диагностики и терапии, микробиологии и эпидемиологии, проблемам иммунитета, антропологии и рентгенологии. Профессор медицинского факультета Харьковского императорского университета, он обладал блестящим лекторским даром. В историю вошли "шатиловские схемы" и "шатиловские методы", а маленькая книжечка его лекций была, как говорили ученики, "томов премногих тяжелей". Но главное - он явился создателем самобытной терапевтической школы. На кафедре факультетской терапии ХМУ, которой Шатилов заведовал последние 3 года своей жизни, с 1918 по 1921, бережно хранят память о легендарном харьковском враче.
Петр Иванович Шатилов, потомственный дворянин, родился в 1869 г. в Курской губернии. Учился в Кутаисской гимназии, которую окончил с медалью. В 1890 г. поступил на медицинский факультет Харьковского императорского университета и окончил его в 1895 г. Уже в студенческие годы занимался практической деятельностью. В 1892 г. принимал участие в борьбе с холерной эпидемией. Быть может, именно это "боевое крещение" совсем еще молодого человека и определило его дальнейшую судьбу: борьба с заразными болезнями стала основным делом его жизни. В 1912 г., уже будучи профессором и доктором медицины, Шатилов впервые в России применил вакцинацию против брюшного тифа. Результаты были ободряющими. Тем не менее успехи харьковского врача не понравились чиновникам из министерства просвещения. Шатилов был не поощрен и не награжден, а уволен из университета и выслан из России. И только после того, как на международном конгрессе в Париже его доклад произвел сенсацию, Шатилову "милостиво" разрешили вернуться на родину.
С тех пор П.И. Шатилов неоднократно подвергал себя эксперименту во имя науки и, прежде чем экспериментировать на больных, каждое новое средство испытывал на себе. В 1919 г. он становится во главе комиссии по изучению сыпного тифа. Проблема была актуальной, и врачи получили прямое указание "вождя мирового пролетариата", обеспокоенного новой угрозой, обещавшей превратиться в трагедию. Ленин говорил: "Если социализм не победит вошь, то вошь победит социализм". В последнюю эпидемию сыпного тифа чрезвычайно усталый, с надломленным непосильным трудом организмом Шатилов превращает факультетскую терапевтическую клинику в сыпнотифозную. Он не щадил свои силы, не дорожил здоровьем, его день начинался ранним утром и кончался глубокой ночью. Весной 1921 г. П.И. Шатилов едет на консультацию по борьбе с сыпным тифом в следственную тюрьму, не подозревая, что на самом деле едет на свидание с собственной смертью, принявшей облик той самой вши, которой не дали-таки "победить социализм", но унести жизнь, столь ценную для отечественной науки, не помешали.
2 мая 1921 г. Шатилов заражается сыпным тифом и на 11-й день, 13 мая, в расцвете творческих сил умирает на своем посту. Медицинской науке Шатилов отдал не только жизнь, ей он хотел служить и после смерти, завещав свой скелет - анатомическому театру, мозг - университету, внутренности - патологоанатомическому институту.
Благодарные потомки хотели было увековечить память Петра Ивановича Шатилова, приняв на публичном заседании Харьковского медицинского общества 29 мая 1921 г. следующие постановления: повесить его портрет в залах медицинского общества; назвать его именем терапевтическую клинику; сохранить за семьей Шатилова квартиру и мебель и хлопотать о выдаче семье пенсии.
Как проходила реализация этих благородных начинаний, нам не дано узнать. Мы знаем результат: имени Шатилова не носят улицы и клиники, оно не упоминается в почетном перечне медицинских светил, а дом на Мироносицкой, 57, в котором, согласно записи в справочнике "Весь Харьков" 1916 г., жил врач и его семья, разумеется, не обременен мемориальной табличкой. Осталась лишь Шатиловка, стихийно получившая его имя. Каприз ли это истории или исторический парадокс, но именно связь П.И. Шатилова с названным в его честь районом не подтверждается никакими конкретными доказательствами и базируется лишь на устных свидетельствах и укоренившемся общественном мнении. Связь эта стала легендой. А легенду - не так просто опровергнуть. Да и нужно ли...
Автор: Наталья ШУБЕНКО
Инф.tvoj.kharkov.ua