В середине XIX века Одесса шагнула вширь. Заселялись пустыри, вставали на улицах шеренги «доходных» домов. Как правило, в большинстве своём они были безлики – аляповаты, перегружены громоздкими деталями, либо напротив, были настолько подчинены официальному стандарту, что начисто лишались какой бы то ни было индивидуальности. Но, к счастью, находились исключения. Строились и такие домаЮ которые имели исключительную архитектурную ценность. Неповторимый колорит старой Одессы сохраняется прежде всего в этих сооружениях. Новый оперный театр, здание филармонии, банки…
Одессу строили многие талантливые зодчие. Немало, скажем, выдающихся творений принадлежит Александру Иосифовичу Бернардацци. Выходец из семьи швейцарских архитекторов, уроженец Пятигорска, он свыше полувека жил и работал в Одессе. Это им построено здание новой биржи, банк на Пушкинской улице, многие другие замечательные сооружения. Вот одно из них – гостиница «Красная» (бывший «Бристоль») на Пушкинской – постройка 1899 года. На месте бывшего громадного хлебного магазина Бернардацци возводит на пересечении двух улиц пятиэтажный дом, решая и сложную инженерную задачу: ведь одна из улиц идёт резко под уклоню всё здесь удалось талантливому мастеру – и конструкция, и отделка интерьеров, и оригинальный вход, где из роскошного вестибюля вы попадаете на широкую мраморную лестницу с покрытой позолотой решёткой…
Совсем иначе выглядит также построенный Бернардацци дом на улице Мечникова, 51, решённый в так называемом псевдорусском стиле, стилизованный под терем. Здесь обращает на себя внимание типичная для одесских зодчих манера обработки наружных стен. Фасады не оштукатурены – из тёсанного ракушечника.
Удачно складывалось для Одессы и то, что в городе в прошлом столетии одновременно трудилось немало даровитых зодчих. Они и соперничали друг с другом, но и учились друг у друга, взаимно друг друга обогащали. Строил, скажем, Бернардацци свои «Бристоль». А в тоже время на Приморском бульваре Ю. М. Дмитренко сооружал «Лондонскую» гостиницу. У зодчего была тоже сложная задача. Архитектурный облик бульвара к той поре уже сложился. Надо было тактично увязать с имеющимися постройками новое здание. Дмитренко блестяще с этим справился. Одесса обогатилась ещё одним архитектурным шедевром. Решённая в лучших образцах итальянского Возрождения, гостиница не входит в противоречие и с находящимися поодаль домами классического стиля. «Застывшей музыкой» назвал Гегель архитектуру. Вот и Ю. М. Дмитренко «сыграл» в той же тональности, что и его предшественники.
А в двух шагах отсюда – частица старой доброй Англии – возведённый по чертежам Г. Торричелли Английский клуб, в нём сейчас музей морского флота. Оценивая мастерство зодчего, искусствовед А. Т. Ушаков проницательно указал и на причину успеха: «Воссоздавая дух Англии, Торричелли придал клубу бело-голубую гамму – расцветку всемирно известного фарфора фирмы Веджвуд, национальной гордости англичан».
Тогда же, во второй половине прошлого века, архитектор А. Шашин строит в начале улицы Петра Великого новое здание Ришельевского лицея – величественное, монументальное. Сейчас это главный корпус Одесского государственного университета им. Мечникова. Представляет интерес и сооружение института благородных девиц (в нём сейчас обосновались будущие инженеры морского флота). А на улице пушкинской в ту же пору – начало пятидесятых годов - строится по проекту Оттона роскошный дворец Абазы (в нём сейчас музей западного и восточного искусства). Да, многие улицы Одессы отличаются яркой, выразительной, запоминающейся застройкой. Скажем, очень красива улица гоголя. Один дом лучше другого. Но почему так привлекает всех дом, расположенный в самом начале этой улицы? А он и впрямь необычен. Возведённое над крутым обрывом здание удачно стилизовано под средневековый британский замок – те же башни, стрельчатые арки. Интересна и его история. Дворец принадлежал крупному польскому латифундисту Бржозовскому. В начале прошлого века – перешёл в городскую собственность. А когда в 1909 году в Персии произошла революция, персидский шах перебрался в Одессе и ему в аренду был сдан сей «неприступный» замок. Его с тех пор и называют не иначе как Шахский дворец.
И – вот чудеса! – такие все разные дарования, всевозможные стили и направления, порой даже просто эклектика, а всё-таки неповторимый и своеобразный облик города создаётся – цельный и оригинальный.