Введение
Каждая улица в городе имеет свою историю, и Карповская улица не исключение. Она гораздо моложе Харькова. Сегодня эта улица начинается недалеко от «Южного вокзала», а заканчивается у Карповского сада. И улица и сад получили свое имя от купцов Карповых, которые появились в городе в конце XVIII столетия. Купцы были людьми деловыми и приобрели большие участки земли не только в центре города, но и за его пределами.
Земли здесь были плодородными – сплошные сады, а криницы привлекали к себе местных жителей: из них брали питьевую воду. Но через территорию сада прошла железная дорога, которая сильно повлияла на дальнейшую историю этого района. Сегодня улица Карповская хотя и находится не только в черте города, но практически совсем недалеко от его историко-географического центра, по сути очень напоминает заброшенную окраинную улочку с постепенно приходящими в упадок домами, построенными здесь еще в XIX веке. Проблема сохранения памятников архитектуры на ул. Карповской сегодня одна из серьезнейших проблем сохранения памятников старины в г.Харькове.
История возникновения Карповской улицы
Город, как создание рук человеческих, никогда не освобождается от воздействия окружающей естественной среды, как утверждают специалисты по градостроительству и самоорганизации географических систем. В частности, рисунок городских улиц отражает, как правило, структуру речной сети, подчиняется линии берега моря или озера, неровностям рельефа. Когда населенный пункт выполняет функцию транспортного узла, идеальная модель, отражающая полное подчинение города или деревни этой функции, - радиальная сеть улиц, переходящая за границами города в грунтовые, шоссейные и железные дороги. Улицы должны выполнять также роль каналов связи, по которым осуществляются внутренние коммуникации между домами и кварталами, что приводит к плотнейшей застройке домами и к модели строго ортогонального расположения проспектов, улиц, переулков. Если прямоугольный рисунок совмещается с радиальным, возникает менее совершенная для выполнения внутренних функций радиально-концентрическая структура, а в случае наложения на изгибы рельефа и берегов – параллельно-перпендикулярная.
В отдельных случаях структура города подчиняется пронизывающей его крупной магистрали – шоссе или железной дороге. В таком случае тип рисунка улиц аналогичен рисунку, определяемому течением реки. Все остальные более или менее слабо влияющие факторы создают отклонения направлений улиц от предыдущих идеальных моделей. Их условно можно объединить в класс «случайных» воздействий. Изредка в реальных городах встречается предельный вариант нерегулярного рисунка улиц, который отвечает названию «хаотический». Очевидно, здесь одновременно действует множество примерно равноценных факторов.
На формирование улиц в Харькове оказывали влияние те же факторы, что и в других городах, но сами жители жили внутри этой структуры и вполне были довольны процессами роста города, пусть даже хаотического. «Сколько потребно времени пройти город вдоль, устанешь, просто устанешь, а кругом обойти его, и не говорите, чтобы можно было в один день; это же еще и без предместий. И что в нем завидно, так это то, что в нынешнем году город был, кажется, кончен совсем; крайний двор известен; а на следующий год, глядишь, уже от того двора вытянулись в поле несколько улиц, выстроены домики, и - границы города изменились», - так писал в 1843 году о Харькове Квитка-Основьяненко [1].
В историко-справочном путеводителе по Харькову, составленном А.Н.Гусевым (1902 года издания), сообщается следующая информация о формировании названий улиц в городе: одни улицы получили свое название от тех городов, на которые они вели (Екатеринославская, Сумская, Московская и другие), другие улицы носят названия тех учреждений, которые на них находились (Конторская, Университетская и т.д.), третьи – от занятий населявших их жителей (Коцарская, Рымарская, Чеботарская и т.д.), четвертые – от разных исторических памятников и когда-то происходивших в данной местности событий (Рыбная, Монастырская), в пятых – в увековечение памяти деятелей, а также по желанию или просьбе жителей или владельцев домой на этой улице [2].
На «Плане Губернского города Харькова» 1804 года Карповской улицы еще нет. На плане хорошо просматриваются большие широкие дороги, пролегавшие вблизи будущей ул. Карповской: Полтавская и Киевская дорога, а также Екатеринославская. Эти дороги пролегали под углом друг к другу и улицами они еще не были. Харьковчане для сокращения расстояния срезали этот угол, таким образом появилась более короткая дорога на выезд из города в сторону Екатеринослава.
Г.Ф.Квитка-Основьяненко так писал о Харькове: «Рассеянные в разных местах города каменные дома с крышами, выкрашенными зеленою краской, вместе с публичными зданиями и деревянными домами, крытыми дором и выкрашенными красной краской, по положению городу и приятному испещрению его садами, составляют в летнее время издали редкую картину, особливо с Холодной горы, по которой спускаются к заставе полтавская и екатеринославская дороги»[3].
Часть екатеринославской дороги впоследствии получила название улицы Усовской (сегодня ул. Гвардейцев Железнодорожников), которая хорошо просматривается на Плане города от 1822-1827 годов. На этой же карте видна улица, которая, видимо, была хорошо протоптанной дорогой к садам, расположенным в этом районе пригородной слободы Довгалевки (Гончаровки). Улица выходила на дорогу в сторону ближайших населенных пунктов к западу от Харькова: селам Григоровке и Филипповке. Эта дорога впоследствии сформировалась как ул. Гончаровская (Большая Гоначаровская). Возможно, в формировании направления дороги к садам на Гончаровке-Довгалевке сыграло свою роль месторасположении Карповских криниц, как источнику воды. Попросту говоря, харьковчане ходили сюда по воду. Так появилась Леусовская улица, получившая название, видимо, от фамилии Леус – владельцев домов на этой улице. Леусовская улица выходила на Сериковскую, которая прямиком вела к Карповскому саду и кринице и далее на ул.Гончаровскую.
Когда в Харькове была построена железная дорога, через нее были перекинуты «воздушные» мосты: Усовский и Леусовский [4]. Последний просуществовал недолго, а Усовский существует и сегодня, но он, конечно, уже несколько раз был перестроен. Улица Леусовская была отрезана от Сериковской. Сегодня остаток этой улицы носит имя Лизы Чайкиной, а о старом названии напоминает неофициальное название студенческого общежития на этой улице – «Леусовка». К тому времени уже образовалась улочка-«перемычка», соединявшая ул. Сериковскую с ул. Усовской. На плане города от 1866 года есть ул. Сериковская, идущая от ул.Усовской к ул. Гончаровской. «Город приобрел от наследников Карповых принадлежащий им загородный сад в 1867-1868 г. Дума выплатила Карповым за купленный у них сад 29617 р. 50 коп. К сожалению, вскоре после покупки часть сада отошла под линию железной дороги, да и та, что осталась в распоряжении города, содержалась так, что не было от нее ни пользы, ни удовольствия.»[5, C. 379]
К 1895 г. улица получила свое название от фамилии купцов Карповых.
Железная дорога преобразовала эти места. Хотя Карповская улица проходила почти параллельно линии железной дороги, она оказалась изолированной в транспортном отношении от города. Даже во второй половине XX века жители этой улицы говорили, что отправляются «в город», когда отправлялись по делам по другую сторону железнодорожного полотна через пешеходный Усовский мост. Городские транспортные магистрали (трамвай, троллейбус, а сейчас маршрутные такси) всегда проходили мимо этого района и остановки находились довольно-таки далеко для пешеходов. Кроме того, сама железная дорога внесла свои изменения в экологию этих мест: резко увеличилось загрязнение воздуха и повысился уровень шума. Известно, что вблизи железной дороги уровень шума превышает допустимый раза в два (допустимый уровень 40-60 ДБ, а около железной дороги он превышает 100 ДБ). Возможно, именно по этим причинам Карповский сад так и не стал популярным городским парком подобно саду Шевченко, хотя этот сад тоже в XIX веке располагался на окраине города.
Инф.streets-kharkiv.info