«Мемориальный Дом-музей А.П.Чехова» — так будет называться предприятие, которое создадут по инициативе облгосадминистрации после выведения Дома-музея из структуры Сумского областного краеведческого музея. Соответствующее решение принял 27 мая Сумской облсовет.
По словам заместителя губернатора Сергея Грицая, основная цель смены статуса — привлечение средств для ремонта усадьбы Линтваревых, находящейся в полуразрушенном состоянии.
Как умеют осваивать у нас привлеченные средства, можно судить по кирпичному забору вокруг того же Дома-музея Чехова. На забор в 2006-м году было выделено около 600 тыс. грн. Только вот, глядя на забор, и ежу понятно, что потратили на него как минимум вдвое меньше. Можно только догадываться, насколько пополнятся карманы заинтересованных лиц от многомиллионной реконструкции усадьбы. Если, конечно, дело вообще дойдет до выделения средств.
В самом же Доме-музее Чехова о создании коммунального предприятия знают лишь понаслышке.
— Мне сложно об этом говорить, так как официально нас никто еще не информировал, — в ответ на вопрос «Данкора» о реорганизации Дома-музея сказала его заведующая Людмила Евдокимчик.
— Создание самостоятельного музея — это наша инициатива. — говорит заместитель губернатора Сергей Грицай. — Это дает, во-первых, возможность просить деньги на ремонт усадьбы Линтваревых; во-вторых, мы получаем дополнительное самостоятельное подразделение культуры, которое заносим в туристические маршруты. Кроме того, есть план перенести в отреставрированную усадьбу экспонаты, находящиеся сейчас в запасниках художественного музея.
Кадры — в следующий раз
— Сделан первый шаг. На следующей сессии утвердим кандидатуру директора музея, — сообщил С.Грицай. — У нас есть кандидатуры, но это очень ответственный вопрос, т.к. от директора многое зависит.
По словам заместителя начальника управления культуры и туризма Любови Никоновой, в отделе краеведческого музея, которым являлся Дом-музей А.П.Чехова, было девять работников, два из них научные сотрудники, остальные смотрители, сторожа...
— Кадровые изменения, конечно, будут: на предприятии появится своя бухгалтерия, директор. Но научные сотрудники останутся, — говорит Л.Никонова.
По ее словам, предприятие удастся создать не раньше сентября.
— Это не такой уж быстрый процесс, — объясняет Л.Никонова. — После принятия решения на сессии мы должны обратиться в Министерство и получить разрешение о разделении фондов. После этого начнется создание коммунального предприятия со своей бухгалтерией, счетами, печатью и т.д. Если начнем эту работу в июне, то к сентябрю предприятие будет создано.
Во время переходного периода Дом-музей Чехова будет работать в обычном режиме.
Видение чеховедов
— Вы должны понимать: все эти годы мы не сидели сложа руки, — рассказывает Людмила Евдокимчик. — И работники музея, и Клуб друзей Чехова, который в прошлом году отметил свое 20-летие, предпринимали активные шаги по сохранению усадьбы. Мы обращались к известным людям, не говоря уж об обращениях к нашим властям. В 90-х о нас писали даже в «Times». Много было предпринято шагов, но реконструкция требует немалых капиталовложений.
Оказывается, еще в 90-х работники Дома-музея Антона Павловича и члены общественной организации «Клуб друзей Чехова» написали ее концепцию.
— Прежде всего нужно по-мнить, — продолжает Л.Евдокимчик, — что история усадьбы Линтваревых неразрывно связана с историей нашего города, и не только. Лука — это место особенное. Исторически оно связано еще с Киевской Русью. Здесь рядом находилось городище, которое ученые отождествляют с древним поселением Липовецк, разрушенным татаро-монголами. Уже в наше время там находили арабские монеты VII-IX вв.
Людмила Евдокимчик, заведующая Домом-музеем А.П. Чехова: "Ни революции, ни войны не разрушили усадьбу, хотя эти места очень любили военные".Как мы представляем, что должно быть в усадьбе? В большом доме я вижу центр общественной и культурной жизни Сум. Там бы показать историю замечательного рода Линтваревых на фоне истории нашего края. Помимо музея, дом можно было бы использовать как музыкальную, театральную гостиную. Если отреставрировать еще один флигель — двухэтажный «терем-теремок», как называл его Антон Павлович, на первом этаже могли бы выставляться наши художники. На втором — останавливаться и черпать вдохновение творческие люди, работая здесь. Многие известные деятели российской культуры не раз изъявляли желание приехать сюда, пожить, вдохновиться. В Мелехове ведь сделали гостиницу. У них имение Чехова — это заповедник.
Кроме того, в большом доме были огромные подвалы (род Линтваревых когда-то владел винокуренным заводом, и подвалы дома использовались как хранилище). Их тоже можно было бы использовать как выставочные залы. Рядом с Домом-музеем находится Библиотека им. Чехова, там есть свободное маленькое помещение, в котором можно было бы сделать аптеку. Ведь Антон Павлович так много уделял внимания лечению местных жителей. Тем более в округе аптеки нет, это было бы очень полезно для жителей. При действующей аптеке можно обу-строить музей, как во Львове. А на Псле — лодочную станцию, куда можно было бы приходить кататься.
Атака на землю
С 90-х сумская Лука частью сумчан воспринимается не только как чеховские места, но и как лакомый кусок земли. Так, около пяти лет назад участок на холме (к слову сказать, по мнению историков, это остатки Липовецкого городища времен Киевской Руси), у подножия которого находится Дом-музей Чехова, чуть было не отдали под строительство коттеджа.
— Вот там, сразу за забором, собирались построить особняк. Уже документы были на согласовании. Если бы не забор, они бы его, наверное, еще где-нибудь ближе спланировали. Вот представьте: такая красота, Антон Павлович любил гулять здесь, есть фотография, на которой Чеховы в этом парке усадьбы — и вот там современный безвкусный особняк! Это было бы просто ужасно. Я и представить себе этого не могу. Дай Бог здоровья тем добрым людям, которые не побоялись и вовремя сообщили об этом нам.
Тогда силами работников Дома-музея и общественной организации «Клуб друзей Чехова» участок на холме удалось отстоять. Что будет дальше, сложно предугадать.
Третий флигель — уже в частных руках
— Усадьба Линтваревых была общественным и культурным центром, известным не только в Харьковской губернии, но и далеко за ее пределами. Здесь царили милосердие и гостеприимство, порядочность и высокое служение людям. Это место рождало вдохновение и формировало духовность. Все то, чего нам сегодня так не хватает.
В Гражданскую войну здесь располагались и белые, и красные, в Отечественную — и наша дивизия, потом немцы и власовцы. Но и большой дом, и три чеховских флигеля уцелели. Я говорю «три», потому что половина частного дома рядом с флигелем, где сейчас музей, — это еще один линтваревский флигель, который использовался как кухня. Четыре года назад он продавался за 7 тыс. долларов, но, к сожалению, у города не нашлось средств. (Новые хозяева линтваревского флигеля сохранили кладку старинных кирпичей по периметру окна своего дома.)
Инф.dancor.sumy.ua