Три Николаевских храма
Самое «николаевское» место — пространство от пл. Независимости до ул. Героев Сталинграда. Над ним возвышалась Николаевская церковь, названная так в честь одноименного храма, одного из первых в Сумской крепости. Он традиционно располагался в месте, где заканчивается ул. Соборная и начинается пл. Независимости.
Несколько лет назад в память о храме здесь установлен памятный знак — к сожалению, Николаевский храм снесли в начале 30-х гг. Причем тогда ему не повезло уже второй раз. Дело в том, что в 1908 г. в очередной раз перестроенная церковь, спустя всего два года после освящения, разрушилась из-за того, что в ходе реконструкции убрали державшие свод колонны. Это произошло почти сразу после пасхального богослужения, и несколько сотен сумчан лишь чудом избежали гибели.
Кстати, еще один Николаевский храм находится в селе Анновке, в 70-х гг. присоединенном к Сумам. Храм располагается на территории бывшего имения помещиков Данилевских. В советское время он превратился в руины, но не так давно религиозная община села отстроила его заново. Правда, Николаевский — только нижний храм, а верхний — Троицкий. Первая служба в возрожденном храме прошла в 2005 г.
Но, возможно, в Сумах появится еще один Николаевский храм. По инициативе сумчан, живущих в р-не ул. Нахимова, в 2006 г. с благословения епископа Мефодия здесь создана Свято-Николаевская парафия. В 2008 г. под будущий храм Св. Николая была выделена земля, это место освятили и отметили крестом, а пока службы проходят в жилом доме.
Память Николаевской улицы
Проведем прямую от места расположения николаевского храма по направлению к Харитоненковскому мосту, что ведет на Троицкую. Это и будет траектория ул. Николаевская, снесенной в 70-х гг. Почему ее снесли? Дело в том, что долгое время ул. Соборная (позже — ул.Ленина) была открыта для транспорта, который шел по ней, чтобы попасть на Троицкую (позже — ул. Дзержинского). Но в 70-80-е гг. прошлого века центр города сделали пешеходным, по-строили новое административное здание и разбили перед ним площадь Ленина, где должны были проходить торжественные мероприятия. А транспорт пустили в объезд центра, по проложенной ул. Героев Сталинграда.
В итоге у Сум появился административный центр, да и нынешнюю Соборную (часть тогдашней ул. Ленина), которая начиналась Николаевской и продолжалась Петропавловской, с ее преимущественно ветхими памятниками архитектуры решили поберечь. А вот улицей Николаевской пожертвовали. И очень жаль, если судить с точки зрения любви к старинной архитектуре. Ведь здания на этой улице были очень интересные.
Утраченная экзотика
Краевед Павел Никитенко в своей рукописи, повествующей об истории Сум, подробно рассказывает о застройке Николаевской улицы. По его словам, с обеих сторон она была застроена двухэтажными домами, принадлежавшими буржуазии. В конце Николаевской, ближе к мосту, стоял массивный дом, принадлежавший купцу Саркисову, с аптекой Штурха. Напротив и немного дальше находилась усадьба купца Скубенко.
Особое внимание привлекал соседний с владениями Скубенко двухэтажный дом с большим двором. «На коричневом ковре были развешаны копья, какие-то кривые кинжалы, пара длинных ружей, вроде тех, что мы видели в книжках по истории тридцатилетней войны, — вспоминает Никитенко. — В центре был укреплен щит (круглый), прикрывающий длинную изогнутую саблю необычной формы, отливающую золотом. Чья это коллекция, мы не знали. Слышали только, что тут снимает квартиру какая-то помещица из ближнего с.Луцыковка. Слышали также, что она поселилась здесь после бурных событий революции 1905-07 гг., опасаясь, как бы крестьяне не сожгли ее в имении, а живя тут — опасалась быть отравленной и питалась преимущественно крутосваренными яйцами».
Имелось в виду, что в этом доме проживала мать нашего известного соотечественника, исследователя Абиссинии, а позже — монаха Александра Булатовича.
Николаевские «претензии»
На углу улицы Николаевской и Краснянского переулка стоял двухэтажный дом «с некоторыми архитектурными претензиями», принадлежавший помещику средней руки Краснянскому, бывшему земским начальником в селах Битица и Пушкаревка. Никитенко пишет, что Краснянский к общественной деятельности относился без энтузиазма — не то что к псовой охоте в компании помещика Золотицкого! Краснянский переулок был примерно там, где находится подъезд транспорта к пл. Независимости со стороны пр. Шевченко.
Ну а самое интересное здание стояло уже ближе к нынешней Соборной, на месте газона перед Домом советов (он же «пентагон», он же «крыва хата»). Оно состояло из двух частей — более простой в архитектурном плане и более сложной, с претензией на пышность. Обе они принадлежали некоему Штейнеру, представителю страхового общества «Россия». Здесь находились контора и апартаменты самого Штейнера, а кроме того, часть помещений сдавалась в аренду. После революции в здании размещалось ГПУ, хозяйственные и строительные организации, «Укрпайсуд», в войну — комендатура гестапо, а до окончания строительства «крывой хаты» — Сумской горисполком.
Напротив дома Штейнера стоял дом купца Суханова, на средства которого был построен нынешний Спасо-Преображенский собор.
Из Николаев — в Петры, Георгии и Григории
После революции Николаевскую переименовали в Плехановскую (в честь пропагандиста и теоретика марксизма, философа и видного деятеля российского и международного социалистического движения Георгия Плеханова), а после Великой Отечественной присоединили к ул. Ленина.
За Николаевским храмом раскинулся Николаевский лужок, который потом стал Вольным, уступив значительную часть своего пространства улице Героев Сталинграда. Когда-то, во время разливов Псла, он затапливался, так что основным средством передвижения для местных жителей в течение нескольких недель были лодки.
Интересно, что Петровская площадь (перед Николаевским храмом) сперва была Николаевской. В XVIII в. ее переименовали в Петровскую — в память о царе Петре I, проводившем здесь военный парад в новогодние праздники 1809 г.
В советское время Петровская площадь как бы сохранила свое название, но это только на первый взгляд! Теперь она называлась Петровской по фамилии председателя Президиума ЦИК СССР от УССР Григория Петровского. Позже Петровская площадь была поглощена площадью Ленина (теперь — Независимости).
Окрестные переулки тоже были переименованы. Например, Бырченков переулок, называвшийся так по фамилии жившего там семейства Бырченко, стал сперва Водным, потом — Пляжным.
А вот переулки 1-й и 2-й Продольный, спускавшиеся к Пслу от Николаевского храма, уже не существуют.
Инф.dancor.sumy.ua