Во времена Великой Отечественной войны, в 1942 году, когда город Чернигов был оккупирован, немцы устроили военное кладбище в саду Троицко-Ильинского монастыря, занимавшее обширную территорию от юго-западной ограды монастыря до забора нефтебазы, в одну сторону, и от улицы Толстого до склонов Болдиных гор, в другую. Присланные с биржи труда черниговчане копали в саду могильные ямы. А на мебельной фабрике, корпуса которой тянулись вдоль улицы Толстого, как раз напротив кладбища, рабочие делали деревянные гробы и кресты для солдат вермахта и их союзников-венгров, погибших в 1941 году при наступлении на Чернигов либо убитых партизанами уже в период оккупации.
Однажды летом 1942 года, при копании могильных ям землекопы нашли богатый клад серебряной церковной утвари, что доставило черниговскому епископу Симеону поначалу много радости, а потом и немало огорчения. Надо полагать, что серебро было спрятано монахами перед закрытием монастыря советской властью в 1932 году.
Извлечённые из земли драгоценности поступили в епархию, правление которой размещалось в одном из корпусов Троицко-Ильинского монастыря. Найденные случайно вещи были разложены на столе в помещении резиденции епископа для осмотра клада владыкой и его приближёнными. Радость у церковной власти была превеликая. По случаю чудесного события было заказано торжественное богослужение в Троицком соборе в тот же вечер.
Но не долго радовались найденному Симеон и иже с ним. В момент созерцания священниками искусно сделанных из серебра предметов церковной утвари у крыльца епархиального управления остановилась легковая машина, прибывшая из немецкой комендатуры. Вошедший в сопровождении переводчика офицер присоединился к осмотру найденных вещей. Потом он обратился через переводчика к епископу и выразил ему благодарность немецкой власти города за передачу этих сокровищ в пользу рейха. У владыки, не ожидавшего такого поворота дела, изменилось лицо, на котором было написано явное огорчение от услышанного, но Симеон хорошо знал своё место и проглотил обиду за явный грабёж церковного имущества. Недаром же он воздавал с амвона собора хвалу «доблестной» армии Германии и её фюреру и хулил безбожных большевиков и Красную армию. И уплыл клад серебра в неизвестном направлении. Хотя почему в неизвестном - в Германию, куда же ещё.
Ещё один клад, но с вещами более раннего происхождения и значительно богаче, обнаружили во время строительства нового здания для средней школы № 4 на Лесковице под Елецкой горой. Население Лесковицы, значительно разросшееся после войны, испытывало трудности при определении детей в школу, ибо старое здание по своим размерам уже не соответствовало нуждам народного образования в этом районе города.
Для строительства новой школы нужна была площадка, и по решению горисполкома для этой цели снесли в начале 50-х годов мысообразный выступ Елецкой горы. Эта часть горы, нависающая над улицей Толстого, имела чёткую прямоугольную форму и очень крутые эскарпированные склоны. С напольной стороны, где находился огород монастыря, шёл полузасыпанный ров. Когда экскаватор разрывал этот выступ, на светлом фоне образовавшегося обрыва можно было видеть входы в какие-то подземелья, заполненные намывом чёрного грунта, из которого торчали человеческие скелеты.
Во время земляных работ при сносе выступа горы рабочие натолкнулись на клад, содержащий большое количество разных изделий из серебра и золота, каких именно - сейчас уже не установишь. Прораб сложил всё найденное в мешок, с трудом взвалил его на плечи и отправился сдавать драгоценные находки в милицию.
Пошёл... и исчез вместе с кладом. До сих пор идёт туда... Никто его больше не видел. Не появился он ни дома, ни на работе. А на память об этом происшествии осталась только фамилия прораба - Булгак.
Нетрудно догадаться, что на выступе Елецкой горы находилось древнерусское городище, а возможно, и замок князя Чёрного, погребение которого в кургане под названием Чёрная могила находится всего лишь в трёх сотнях метров от разрушенного без предварительного археологического исследования участка горы. В обоих вышеописанных случаях хоть кто-то видел найденные клады до их пропажи, а вот происшествие, имевшее место в пещерах возле Ильинской церкви, наталкивает на мысль, что в этих подземельях тоже имелся клад с неизвестным содержимым, исчезнувший при детективных обстоятельствах.
Событие, позволяющее предположить, что в пещерах Антония спрятали нечто ценное (и причём давно), было связано с появлением осенью 1962 года неизвестного рыжеволосого мужчины средних лет в колокольне Ильинской церкви, в которой жила сторожиха. Звали её тётушка Лиза. Бывшая монахиня Троицкого монастыря, она нанялась охранять пещеры и церковь после закрытия обители в 1962 году. Незнакомец назвал сторожиху по имени и попросил ключ от дверей в пещеры, чему Елизавета очень удивилась, потому что этого мужчину видела впервые в жизни, и ответила ему отказом. В то время подземный комплекс ещё только подготавливали к открытию как музея, и сторожиха имела указание не пускать в пещеры посторонних.
Настойчивость, с которой незнакомец продолжал требовать ключ, разозлила женщину, и она попыталась выдворить за дверь незваного гостя. Последний, придя в ярость, схватил её за горло и попытался задушить. К счастью, шея тётушки Лизы была закутана тёплым платком, что помешало ему совершить убийство. А она успела громко закричать, призывая на помощь. Спасение пришло от случайного прохожего. После непродолжительной драки незнакомец прыгнул в кусты на склоне оврага и исчез в наступающих сумерках.
В полночь тётушка Лиза услышала какой-то шум, треск и поняла, что это взламывают дверь в пещеры. Потом всё стихло. Естественно, что ночь была бессонной и проведена в молитвах. Утром, когда рассвело, она вышла из колокольни и увидела, что замок на двери в пещеры сломан, а дверь открыта.
С помощью соседей, которые вооружились электрическими фонариками и свечами, начался осмотр пещер. Поначалу всё было в порядке, но когда они дошли до алтаря церкви Феодосия Тотемского, то увидели пролом в стене галереи, соседствующей с алтарём. В это отверстие, пробитое в материковой, прочной как камень глине, можно было пролезть только с трудом. Те, кто осмелился проникнуть в неизвестные до того времени подземелья, увидели несколько подземных ходов, один из которых, будучи центральным, был длинным и широким. В кельях, выдолбленных в глиняных стенах, видны были развалившиеся от времени и сырости деревянные гробы с останками людей. Это было подземное монастырское кладбище.
Но что искал там рыжий мужик, посягнувший ради достижения своей цели на жизнь бывшей монахини? Ведь не кости и черепа давно истлевших покойников его интересовали.
Разгадка пришла позже, когда в 1968 году началось обследование Антониевых пещер спелео-археологической секцией при Черниговской городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры. В стенах одной из келий нижнего яруса пещер, где когда-то размещалось подземное монастырское кладбище, были обнаружены две небольшие прямоугольные ниши. Будучи замаскированные сырой глиной под цвет стен, они имели на дне отпечатки каких-то предметов, возможно шкатулок. Уж не за их ли содержимым проник ночью в пещеры таинственный посетитель колокольни?
Сомневаться в том, что это был кто-то другой, пожалуй, не приходится. Тем не менее, следует признать, что у него на руках был какой-то старый план пещер, ибо пролом был сделан именно там, где нижний кладбищенский ярус ближе всего подходил к алтарю церкви Феодосия. А о том, что существует такой ярус, отрезанный от остальной части подземного монастыря лет 200 тому назад, никто из наших современников не дога дывался вплоть до вышеописанного происшествия.
Инф.gorod.cn.ua