В старом Чернигове любили легенды о призраках. Чего только не рассказывали: и о поющем надгробье женской могилы на кладбище Елецкого монастыря, и о мертвой девушке, которая привела врача к больной матери. И о дочери казацкого полковника Кочубея - Мотре, которая бродит в ночь на Ивана Купала возле дома полковой канцелярии на Валу, охраняя сокровища своего жениха - гетмана Мазепы. Но ни одна из этих легенд, по своей загадочности и мрачности, не сравнится с историей о черниговском полковнике-упыре Василие Касперовиче Дунине-Борковском. Одного из самых одиозных представителей украинского казачества второй половины XVII века, возможного потомка датского королевского рода Дуненов и графов Священной Римской империи, одного из богатейших магнатов Гетманской Украины, Генерального обозного Войска Запорожского, человека круга гетманов Мазепы и Самойловича...
Рассказывают, что вскоре после смерти Василия Касперовича в Чернигове начали твориться страшные вещи. В полночь из ворот Елецкого монастыря стала вылетать призрачная карета, запряженная вороными, которая несла ожившего покойника-упыря Борковского в его имение на Черной круче над Десной. Там мертвец обходил свою усадьбу, наводя ужас на слуг и домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался возле старого колодца, указывал на него перстом, а потом исчезал после петушиныго крика. Когда колодец раскопали, то нашли лаз в маленькую пещеру, а в ней - обтянутую черной кожей книгу с зловещими сатанинскими знаками...
Историкам не очень много известно о фигуре Василия Касперовича Дунина-Борковского. Его биография пестреет белыми пятнами. Не известно точно, где он родился в 1640 году. Данных о детских и юношеских годах тоже не сохранилось. Известно лишь, что его отец, Каспер-Анджей Дунин (Борковский), шляхтич "герба Лебедя" (родовой герб Дуниных-Борковских - белый лебедь в красном поле щита) был "коронным" полковником и за службу у польского короля получил село Борковку Березнянской сотни Черниговского полка.
Есть версия, согласно которой семью Каспера вырезали во время шляхетских междоусобиц приблизительно в 1646-1648 гг. Спасся лишь маленький Василий. Почти два десятка лет о нем нет никаких точных данных. Возможно, он провел эти годы в европейских университетах, а возможно - в казацких походах. Но в таком случае - под чужой фамилией. Так, как известно, что он как Дунин-Борковский записывается в Войско Запорожское после Андрусовского договора в 1667 году. Чтобы не утратить родовые земли он принимает православие. А в 1668 году Василий Дунин-Борковский становится во главе Выбельськой сотни Черниговского полка. В памяти современников он остался как очень просвещенный человек, хотя и неизвестно, где приобретал знания, и какого они были характера. Возможно, благодаря им Борковский сделал головокружительную карьеру и стал владеть огромноым состоянием. В 32 года он назначается Черниговским полковником. Гетманы Самойлович и Мазепа в знак своей благосклонности передали во владение новоиспеченного полковника немало сел на Левобережье Украины. Это поставило Василия Касперовича в ряд самых богатых людей Гетманщины того времени.
Чтобы крепко держать такое богатство в руках, нужны были соответствующие талант и воля. Существует легенда, согласно которой Василию Касперовичу, к тому времени уже Генеральному обозному Войска Запорожского (министру финансов), была предложена гетманская булава. За это московский вельможа Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, хотел получит взятку - десять тысяч золотых. Но из-за своей скупости Борковский отказался. Это только легенда. Тем не менее известно, что наш герой принимал участие в заговоре казацкой старшини против гетмана Ивана Самойловича. В результате чего тот был сослан в Сибирь. А булава, как известно, досталась Ивану Мазепе.
В то же время Дунин-Борковский прославился как щедрый благодетель. На его средства только в Чернигове были построены церкви Вознесения, Петра и Павла, трапезная и кельи Елецкого монастыря, отреставрированы Спасо-Преображенский и Успенский соборы, Пятницкий монастырь. Он жертвует деньги на драгоценную церковную утварь и иконостасы. Каменное и кирпичное строительство стоило тогда огромных денег, но Василий Касперович мог проводить его, так как был собственником первого со времен Киевской Руси кирпичного завода в Чернигове. Такая щедрость поражала современников. И у завистников возможно уже тогда возникали сомнения: не хочет ли он таким образом заслужить прощение за свои страшные грехи перед Господом.
7 марта 1702 года Генеральный обозный Борковский умер. Его похоронили со всеми надлежащими генеральной старшине почестями в Успенском соборе Елецкого монастыря. В стене собора установили портрет покойного и большую бронзовую плиту, где была выбита эпитафия, автором которой являлся известный поэт и философ того времени архиепископ Иоан Максимович.
За годы многое из того, чем прославился Василий Дунин-Борковский, пришло в забвение. Образ бывшего Черниговского полковника изменился, и появилась легенда об упыре.
Народный стих о Черниговском полковнике В. Дунине-Борковском.
Кажуть люди, що полковник
По ночах блукат, бо душа його стражденна
Упокою всё шукат...
Рассказывают, что у семьи умершего и черниговчан иссякли силы терпеть ночные "выезды" покойника, обратились они к архиепископу Иоана Максимовичу, чтобы он Словом Божьим остановил злого духа. И вот весенним вечером, когда не темнело вплоть до полуночи и "сияния были в небесах" снова появилась в воротах Елецкой обители призрачная карета и помчалась к Чёрной круче. Но возле Красного моста через Стрежень вышла ей на встречу процессия священников и мирян во главе с архиепикопом. Встретились на мосту. Владыка поднял крест, и призрак Генерального обозного провалился в реку, а карета поплыла серым туманом над ней и вскоре растворилась в воздухе под молитвенное пение. На следующий день пришли люди к Елецкому монастырю, вытащили из склепа гроб Борковского и открыли его. Обозный лежал в нём, как живой, дородный, румяный, а в зубах у него дымилась трубка. Самые отчаянные казаки пробили грудь упыря колом. Гроб же с телом перенесли в родовое имение Борковских на берегу Десны и там похоронили. Той же ночью над городом прошумела страшная гроза, а река вышла из берегов, затопив место погребения. Так рассказывает легенда.
Впервые она была зафиксирована в середине XIX века. Благодаря работам известных украинских этнографов Владимира Максимовича и Петра Ефименка, она стала известна широкой публике. К сожалению в Украине не нашлось писателя, который смог бы подать её так, как Брем Стокер легенду о валахском князе Владе III Дракуле.
В соответствии с работами этнографов, в средневековье упырём считали колдуна, чернокнижника, который заключил соглашение с нечистым ради благ мирских. Кстати, Николай Гоголь в повести "Страшная месть" вывел сугубо фольклорный образ упыря-вероотступника, который принял католичество и владел скрытыми под землёй огромными сокровищами. Как здесь не вспомнить экс-католика, богатея Борковского. Откуда же могла появиться легенда об вельможе-упыре? Если с Владом Дракулой, прототип которого ещё при жизни своими кровавыми гекатомбами заслужил славу жестокого убийцы, всё абсолютно ясно, то в случае с Василием Касперовичем ситуация сложнее. Наиболее вероятная версия появления легенды не может основываться только на жестокости и жадности героя. Ведь данных о массовых убийствах, совершенных по его приказу, не сохранилось. Здесь могла сыграть роль зависть земляков, а также все те черты характера, которые помогали получить достаток и высокое положение в обществе в то жестокое время. Интересную версию выдвинул сотрудник Черниговского национального историко-архитектурного заповедника "Чернигов древний" Игорь Игнатенко.
- Много лет учёные-историки считали, что Борковский был похоронен в одном из склепов внутри Успенского собора. До 1917 года никто из посторонних в склеп попасть не мог. Позже он стал доступен для учёных и авантюристов. Но в возможном погребении Борковского на момент его исследования в 70-тые годы никаких человеческих остатков не нашли. И даже в памяти местного населения не сохранилось сведений о том, что там лежало тело обозного. Как показали современные исследования, это подземное помещение было сооружено почти через 100 лет после смерти Василия Касперовича. Вероятно, что его похоронили не внутри, а снаружи храма, рядом со склепом его современников из рода Полуботков. Именно в этом месте, при входе в собор, находится до сих пор не исследованное засыпанное подземелье. Можно предположить, что где-то в XVIII ли XIX столетии, через много лет после смерти нашего героя, кто-то, попав в эти склепы, увидел полуистлевший труп и чему-то связал его с именем Борковского. Бедняга мог принять покойника за упыря. И пошла гулять по городу легенда... Кстати, о подобном случае мне рассказывал свидетель уничтожения комсомольцами-атеистами родового склепа Лизогубов в Седневе под Черниговом в 20-тые годы. Те, попав в склеп очень испугались не задетых тлением мертвецов.
Так говорят учёные-скептики. И всё же наводит на размышление следующее: большинство из того, что было построено на средства Борковского, просуществовало недолго. Так, горели Воскресенская церковь и отреставрированный Спаский собор. Не обошла беда и церковь Петра и Павла. В годы революции исчез подаренный Елецкому монастырю драгоценный иконостас. Даже плита с эпитафией - и та пропала. Совпадение?
Сегодня о Дунине-Борковском помнят лишь местные историки и краеведы. Тем не менее, группа энтузиастов предлагает переименовать одну из улиц Чернигова, которая носит старое коммунистическое название, в честь бывшего Черниговского полковника Дунина-Борковского.
Инф.gorod.cn.ua