В Одессе расцвет масонского движения и влияния масонерии на жизнь города пришелся на период с 1817 по 1822 гг. Это были времена Александровского либерализма и борьбы с влиянием иезуитов.
В ноябре 1817 г. открывается ложа "Понт Евксинский" - "du Pont Euxin" (работала до середины 1822 г.), одна из шести масонских лож Шотландского обряда 9-й Великой российской масонской провинции (9-й провинцией руководил граф С.Ланской). Возглавил одесскую ложу француз, Великий мастер, губернатор, граф Александр-Андро Ланжерон, а наместным мастером стал вице-консул Франции в Одессе Адольф Шалле (с 1822 г., когда Ланжерон был уволен со всех государственных постов, А.Шалле возглавил ложу Понт Евксинский).
Одесская ложа становится одной из самых многочисленных лож в Российской империи, и насчитывает около двухсот братьев. Формировалась ложа в среде одесских интеллектуалов, преимущественно профессоров и преподавателей, так или иначе связанных с Ришельевским лицеем и Коммерческой гимназией, а также купцов французского, швейцарского, немецкого, итальянского, греческого происхождения. Много было выходцев из Харькова, где в начале XIX в. был открыт университет, и где уже действовала влиятельная масонская ложа. Харьковские ученые мужи были присланы в Ришельевский лицей по распоряжению куратора учебного округа.
Одним из первых в ложу вошел профессор Жан Лоран. Он еще в начале века вступил в масонство в родном городе Лозанна (Швейцария). В 1805 г.Ж.Лоран объявляется в Одессе, как преподаватель курса истории и французской литературы, сначала в одесской гимназии, а потом и в Ришельевском лицее. Масонами были: грек - профессор Осип Флуки, француз - профессор Генрих Виард, который возглавлял в лицее кафедру физики и математики, итальянец - Антон Пиллер - профессор кафедры итальянского языка и литературы.
Среди масонов-профессоров лицея выделялись закарпатские украинцы: Иван Орлай - ключевая фигура украинского масонства (окончил Венский университет и Петербургскую медицинскую академию). До приезда в Одессу И.Орлай директорствовал в Нежинском лицее, а в 1826 - 1828 гг. был директором Одесского лицея. Другой выходец из Закарпатья, масон, профессор философии и латыни Иван Дудрович, окончивший Харьковский университет. В 1817 г. он начал преподавать в Ришельевском лицее, а в 1825-1826 гг. исполнял обязанности директора лицея. Из Харькова в Одессу прибыли профессора и преподаватели, масоны: Осип Ковалевский - профессор, преподаватель латыни и греческого, профессор Николай Жада, профессор Евгений Шкляревич; адъюнкты Иван Калиневский, Николай Даревский (директор коммерческой гимназии) и др. Масон Григорий Богаевский прибыл в Одессу из Полтавы, где он был участником ложи.
Заметной фигурой одесского масонства был профессор теологии в Ришельевском лицее, священник Феофил. Он прошел масонское ученичество в Санкт-Петербурге, в ложе Александра Лабзина. В Одессе он помогал греческим "гетеристам", боролся против иезуитского влияния. Однако за приверженность к мистике, вольнодумство, масонскую деятельность и оригинальную трактовку Святых Книг, Феофил был уволен из лицея, и в 1824 г. заточен в монастырь. С именем Феофила связана деятельность одесского отделения "Библейского общества" (в котором участвовали масоны Н. Даревский, О.Флуки, Н.Жада).
В ноябре 1818 г. граф Ланжерон создает новую ложу "Три царства природы - Друзья природы" (есть данные, что ложа под таким названием существовала еще с 80-х гг. XVIII в.), которая, в отличие от "Понта Евксинского", объединяла не только научно-просветительские силы, но и работала с братьями высших степеней. Пятой степени посвящения были масоны: Александр Ланжерон, Федор Андре, Жозеф Жульен, Жуль Коллин, Иосиф Барорне, Жан Вальба, Жан Виолье, Жан Мелло, Яков Мишель, Адольф Шалле, Жан Гаглиуффи, Василий Гельмерсен, Иван Вилькнс, Василий Ксенис, Степан Телесницкий, Андрей Римский-Корсанов.
Существуют отрывочные сведения, что в Одессе с 1810 г. существовала законспирированная тайная масонская ложа - филиал петербургской морской ложи "Нептун". Известен только один брат этой одесской ложи - капитан 1-го ранга российского флота, статский советник, директор Одесского отделения Библейского общества Стеран Телесницкий, который проводил масонскую работу в своем доме - Екатериненская площадь № 3. Когда в середине ХХ в. этот дом сносили, в заложенном наглухо подвале были обнаружены элементы масонского храма и настенная роспись мистическо-символического содержания. "Масонской" архитектуры был треугольный дом масона барона Рено по ул. Преображенская, угол ул. Елизаветинской, с масонским символом у входа и двумя каменными рыцарями (архитектор - масон Гартвиг).
Существовала в Одессе и "Анатолийская ложа" куда входили, в основном, греческие купцы из известных в городе фамилий: Маразли, Зорифи, Ралли, Маврокордато, Родокиноки, Трооки.
В 1825 г. Одессу посещают известные польские масоны, которые одновременно являлись прославленными литераторами и революционерами: И.Ежовский и Адам Мицкевич. В начале 20-х гг. масоны захватили первостепенное положение в Одессе, пытаясь создать из Одессы образец города будущего. Особое внимание масоны уделяли воспитанию молодого поколения, созданию европейской системы образования, открытию лицеев и университетов. В 1820 г., во время посещения Одессы, император Александр присутствовал на масонской "агапе".
Однако, уже с 1822 г., когда началось официальное ограничение масонской деятельности, государственная служба и масонство были объявлены несовместимыми. Новые указы по запрещению масонства последовали в 1824 и 1826 гг., в эти годы многие профессора - масоны покинули Ришельевский лицей. Полиция Одессы, стремясь раскрыть <масонский заговор>, не раз устраивала обыски и облавы во время масонских <работ>. Но масоны славились неуловимостью: Дома, где основывались ложи, были связаны с системой катакомб, и масонам всегда удавалось вовремя скрыться от полиции. Властям только казалось, что с 1826 г., масоны свернули свою деятельность в Одессе. Однако еще до середины 30-х гг. по Одессе ползли слухи, что на даче Разумовских (ул.Балковская) тайно собираются масоны.
В 1837 г. российской полиции были предоставлены широкие права по борьбе с масонством. Несмотря на это, имеются обрывочные сведения о существовании законспирированной ложи "Приморская ложа", которая действовала в Одессе в 1845 - 1875 гг. (в нее входил генерал Иван Сабанеев). В семидесятые годы Х1Х в. в Одессе существует ложа "Звезда справедливости". Интересно, что эта ложа была революционно -народнически ориентирована, и поддерживала связь с Николаем Огаревым. Есть сведения о том, что в Одессе и Измаиле в 70-х гг. XIX в. существовала ложа <Возрождение Прозелитского Востока>.
В Одессе в 1903-1917 гг. существовали ложи: "Истина", "Звезда Востока" (система "Великого Востока народов России"), "Данте Алигьери" ("итальянская ложа"), "Святой Иордан", в которые входили, в том числе, городской голова, гласные думы, адвокаты, финансисты, крупные предприниматели. Среди одесских масонов выделялись: Владимир Чеховский, видный политический деятель, лидер украинских социал-демократов (в будущем - член Центральной Рады, премьер-министр Украины с декабря 1918 г. по февраль 1919 г.), и Андрей Никовский, журналист и литератор (в будущем - товарищ главы Центральной Рады, министр иностранных дел Украинской Народной республики).
Одесскими масонами были: профессор, товарищ городского головы, вице-консул США Константин Кровопузков, врач Степан Житков (Достойный мастер), князь Давид Бебутов, князь Сергей Урусов (бывший губернатор), присяжный поверенный Михаил Ратнер, одесский городской голова (1917-1919 гг.) Михаил Брайкевич, гласный Думы Б.Симяков, директор Кредитного товарищества А.Суботкин, видный общественный деятель М.Маргулиес, университетские профессора: Л.Крыжановский, С.Шатуновский, предприниматели: И Жидков, М.Ржепишевский, М.Шпенцер и др.
В 20- 30-е гг. в эмиграции в Париже известный общественный деятель, масон К.Кровопузков возглавил Одесское землячество (в него входили масоны И.Тригер, В.Шах, К.Мачульский, Я.Поволоцкий).
Уже в конце 90-х гг. ХХ ст. масонское движение в Одессе стало возрождаться. У истоков масонского строительства стояли французские и итальянские братья. Главной задачей масонов составляло просвещение народа, заботы о его благоденствии, просвещенный и ограниченный интеллигенцией абсолютизм монархии. Это, конечно, вызвало недовольство в правительственных кругах и у сторонников абсолютной монархии в России. Они всячески порочили деятельность масонов, называя их жидомасонами. Клеветали на их в общем-то прогрессивную деятельность. Уже то, что в составе масонов были представители высших слоев аристократической интеллигенции России, говорило о многом. Роль масонов для мирового сообщества, к сожалению, еще мало изучена, но пребывание в их числе видных одесситов, оказавших несомненное влияние на развитие культуры, науки и образования в Одессе, свидетельствует об их прогрессивном влиянии на развитие культуры на юге Украины.
Источник http://odesskiy.com/