Да, института долголетия пока нет, но есть кандидат биологических наук физиолог Валерий Туев, нашпигованный идеями о том, как нам жить долго и счастливо. По непонятным мне причинам ни одно русскоязычное издание не заинтересовалось пока этими идеями. Так что это интервью — едва ли не первое в жизни Валерия Александровича.
— Вы знаете, — говорит В. Туев, — что никто из специалистов не дал до сих пор удовлетворительного определения понятию «здоровье». А как можно добиваться того, что никому неизвестно? Вот и оказалась медицина в потемках. И не только наша, а вся западная.
Откуда выводить, знает — из болезни, а куда вести, непонятно. Я тоже, конечно, — не могу предложить исчерпывающей формулы, но подозреваю, что тот, кто живет дольше, тот и здоровее. Я полагаю, что ключ к пониманию здоровья надо искать в долгожительстве.
— Но этим занимается геронто логия. В Киеве даже есть институт геронтологии, возглавляемый выда ющимся специалистом академиком В. В. Фролькисом. Разве работы геронтологов не решают проблем, о которых вы говорите?
— Геронтология изучает старость, старение организма. Она — ветвь медицины. Причем средства, предлагаемые геронтологами, подобны обычным медицинским средствам: они симптоматичны. Скажем, предлагаются антиоксиданты, это прекрасное средство, но оно воздействует в основном на симптомы. А требуется целостное воздействие, подобное тому, какое предлагал в свое время Гуфеленд в «Макробиотике», или то, чем занимались древние даосы. Цель медицины все-таки частная — избавление от болезней, цель науки о долгожительстве более глобальная — укрепление здоровья для обеспечения долгой жизни. Это совсем не одно и то же.
— Вы не пробовали отыскивать следы научных идей в древней истории, фольклоре, религиозных учениях?
— Если говорить о долгожительстве, то даже в русских сказках есть прямые указания на пути омо ложения. Скажем, ныряет в котел урод — выныривает красавец, оку нается в воду старушка — выходит из воды красна девица. Люди за мечали, что попадаются источники, оказывающие оздоравливающее, омолаживающее воздействие. Да, это источники, которые способствуют ощелачиванию, а значит, и обновлению организма. Польза от них несомненна и доказана. Такой сюжет есть и в русских сказках, и во французских легендах, и в китайских сказаниях, — везде, где встречались подобные источники.
— Котел с кипящей водой — это не обязательно щелочный источник.
— Я думаю, что это своеобразное народное переосмысление идей регенерации. Они есть и у Парацельса, и у масонов, и розенкрейцеров, и у китайцев. Чтобы создать новые клетки, новые ткани, надо избавиться от старых.
— Хорошо, а как вы интерпретируете легенду о Фаусте?
— Средневековая наука уверенно сочеталась с религиозными представлениями. В последние века великие открытия ученых-материалистов дали возможность решительно отказаться от религиозных идей. Наши ученые совершенно уверены, что реально только то, что базируется на материальной основе. Что не материально, то не научно. Но вполне возможно, что истина - в сочетании идеального и материального. А наука пытается отыскать ключи к долгожительству или омоложению только на материальном уровне. Может, поискать и вверху? Я говорю так, хотя сам и далек от религии. «Фауст» Гете, опирающийся на средневековую легенду, был последним классическим литературным произведением, где об омолаживании говорилось, как о результате воздействия и материального, и мистического. Боюсь, что современная наука не решит проблем омоложения, если строго ограничит себя рамками материального.
— Может быть, поговорим о бес смертии, реинкарнации, об идеях религиозного мыслителя Николая Федоровича Федорова, который в своей знаменитой «Философии об щего дела» предлагает проект вос крешения всех умерших, преодоле ния смерти?
— Все, что имеет начало, имеет и конец. Все сущее — конечно. На этом стоит мир. Можно открывать новое, существующее. Но идти наперекор законам Природы, брать на себя функции Создателя…
— Давайте спустимся на Землю. Вы изучили огромную литературу по долгожительству, знакомы c множеством теорий и гипотез, где называются самые разные цифры возможной продолжительности жизни человека — от 80 лет чуть ли не до 800. Так вот, суммируя изученное вами, какую цифру назвали бы вы?
— У меня нет своей гипотезы, я лишь могу сделать выводы из уже известного мне. Считаю, что человек генетически запрограммирован примерно на 100 лет, возможно на 110. Но каждый реализует свою программу по-своему. Чем удачнее реализация, тем ближе к своему пределу. Все зависит от реализации человеком своей программы.
— Да, я тоже уверен, что судьба каждого человека, его здоровье, продолжительность жизни в его собственных руках. Каждый, конечно, хочет быть здоровым и счастливым и подольше пожить на свете. Но не все знают, как это сделать, как распорядиться своей судьбой. На работе, в семье, в своем социуме будь любезен подчиняться общепринятым нормам, Достаточно жёстко выполнять предписанное. Лишь сам с собой ты волен поступать как вздумается. Старается придерживаться поведенческих рекомендаций, которые обещают оптимальную реализацию сйоей генетической программы, другие — и их, к сожалению, подавляющее большинство, — наслаждаются вседозволенностью в обращении с собой. Первый вариант поведения требует немалого напряжения, а второй, считается, подразумевает жизнь в свое удовольствие. Но жизнь так устроена, что за все приходится платить. В данном случае плата безумно дорогая — собственное здоровье, годы полноценной жизни, которые могут приносить удовлетворение, а могут и не состояться.
— Да, изучая исследования по долгожительству, я прихожу к выво ду, что непременным условием ус пешной реализации своей програм мы является жесткая заданность в поведении. Мне кажется, это закон природы. Все детерминировано — ход светил, температурные зависимости, закономерности движения волн. Мир живет по строгому распорядку. В этом залог целесообразности и исполнения предназначенного. И лишь человек норовит вырваться из этих рамок, создать альтернативы. А эти альтернативы суть нарушение законов природы.
— Подождите, человек не может жить, сообразуясь лишь с законами физики, химии и биологии. Он существо общественное, а в обществе действуют свои законы.
— Мы говорим о здоровье и долголетии, а это больше зависит не от социальных явлений, а от физиологии, имеющей свои жесткие закономерности. При феодальном строе, при коммунистах или фашистах одинаково выделяется желудочный Сок, рождаются и отмирают клетки, повышается температура при воспалении. Вот и надо соответствовать этим законам, подчинить свои поступки требованиям физиологии. Всего лишь!
— Вы хотите сказать, что демократия необходима для общества и для полноценного развития личности, но ее нельзя пускать туда, где начинается физиология.
— Именно так. Поступки, определяющие образ жизни, должны быть строго регламентированы. Я очень уважаю книгу «Домострой», которая предписывает нормы поведения, Влияющие на физиологические процессы. Молодым людям свойственно отрицать старое, они протестуют, пока сами не становятся старше и не убеждаются в пользе опыта прежних поколений. Мы пытаемся распространить демократию на законы Природы, а в странах, где демократия стала нормой жизни, молодежь аккуратно выполняет поведенческие нормы, способствующие укреплению здоровья.
— Вы, Валерий Александрович, изучили биографии тысяч долгожителей. Что общего у этих людей? Что позволило им жить значительно дольше, чем живут все другие?
— Принято считать, что все определяет генетическая предрасположенность к долгой жизни.
— Мне тоже кажется, что главное — это индивидуальная запрограммированность.
— Знакомство с долгожителями заставило меня прийти к другому выводу: реализация программы важнее того, что зашифровано в ней. А главным фактором реализации является любовь к жизни, жизненная энергия, желание жить полнокровной жизнью, работать, делать добрые дела, помогать людям. В первую очередь это относится к великим старцам типа Бернарда Шоу, академика Лосева, Сомерсета Моэма и очень многим другим. У них генетических предпосылок для долгожительства как бы не существовало. Только поведенческие, где доминировали любовь к жизни, трудолюбие, доброжелательность. Если же говорить о простых деревенских жителях Абхазии, Азербайджана или Якутии, то там генетика значила больше, но доминировали и те поведенческие характеристики, о которых я сейчас говорил.
— Интересно, что вас больше всего поразило в биографии, скажем, Моэма?
— То, что он никому не давал советов. Не хотел быть навязчивым. Даже Альберт Швейцер, энциклопедист, гений, проведший жизнь среди африканских аборигенов, никому ничего не советовал. Он был слишком деликатен, чтобы вторгаться со своим мнением в чужую среду. У нас же характерная черта поведения-всех поучать.
— Меня чужие советы и даже поучения не раздражают, хотя деликатность — не из числа наших добродетелей. Впрочем, к долгожительству это прямого отношения, кажется, не имеет.
— Знаете, имеет. Отношение к людям, к работе, к жизни, повторяю, важнейшее условие реализации своей генетической программы. Эти отношения должны быть жестко регламентированы.
— Вся религиозная литература, включая Библию и Коран, много внимания уделяла регламентации повседневного поведения.
— Я за неукоснительное соблюдение кодексов поведения — как бы они ни назывались: Нагорной проповедью, Домостроем или Кодексом строителя коммунизма. Важна не идеология, а направленность на реализацию генетической программы.
— На мой взгляд, Валерий Александрович, предписания полезны лишь тогда, когда используются с учетом индивидуальных особенно стей. Вот, скажем, нам всегда го ворили: заболел — обращайся к врачу. Что же, бежать к врачу, как только заболела голова или пару раз чихнул? Может быть, если чувствуешь, что это серьезно. Но чаще понимаешь, что головная боль пройдет, если прогуляешься на свежем воздухе или выспишься, что начинающуюся простуду можно остановить народными средствами или полным голоданием. Я хочу сказать, что человек должен знать себя, изучать себя, особенности своего организма всю жизнь. Эта способность у нас традиционно не дооценивалась, пренебрежение собой до сих пор считается достоинством. Все, что я писал и пищу о здоровье, имеет главной целью помочь людям научиться ценить себя, свое здоровье, свою жизнь.
— В умении изучать себя огромную помощь может оказать астрология.
— Астрология? Кажется, совсем наоборот: астрология связана с предопределением судьбы. Что бы человек ни предпринимал, от своей судьбы ему не уйти, ход его жизни запрограммирован расположением звезд. Так, кажется?
— Не совсем. Астрология помогает определиться в жизни. Наша судьба — как раскидистое дерево. Полез по одной ветке — она обломилась, по другой — никуда не привела, а астрология подскажет правильную дорогу, перспективное направление. Чаще всего мы выбираем судьбу как бы на ощупь, ошибаемся, меняем путь.
— Вы говорите, Валерий Александрович, о выборе профессии, спутников жизни, поступках. Ориентирование в вопросах здоровья, мне кажется, нечто другое! Но я знаю, что вы увлекаетесь астрологией, и надеюсь, что в одной из ближайших статей мы опубликуем вашу работу о связи астрологии со здоровьем. А сейчас хочу спросить, много ли, по вашим наблюдениям, среди долгожителей счастливых людей?
— Мне нравится этот вопрос. Я постоянно нахожу на него положительный ответ. Могу смело утверждать, что все долгожители — счастливые люди. И дело не в том, что им везло с работой, женой, детьми, друзьями или начальством. Дело в другом, в том, что они сумели реализовать жизненную программу. А это значит, что они обладали счастливым характером, что им, кроме того, действительно везло и с работой, и с женой, и с детьми, и с друзьями, и даже с начальством. Сбой в любой из этих составляющих мог помешать реалямции генетической программы. Когда меня спрашивают, как стать долгожителем, я отвечаю: научись быть счастливым человеком.
Инф.wbc2t.ru