Холотропная терапия — это метод нефармакологической (не связанной с приемом медикаментов) терапии. С помощью специальных приемов человек погружается в некий трансперсональный визионерский опыт. Видения, появляющиеся у него при этом можно разделить на четыре типа.
Типы видений
Первый тип — это различные картины необыкновенных сооружений, джунглей, архитектурных и цветовых композиций. По-видимому, этот опыт выражает эстетические представления людей.
Второй тип видений связан с событиями индивидуальной жизни человека. Это уровень биографических воспоминаний и индивидуального бессознательного. Фиксируемые здесь переживания связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни пациента от рождения до самого эксперимента. Неразрешенный конфликт, вытесненное или неинтегрированное воспоминание, некий психологический образ — все это может всплыть из бессознательного. Обычно эти воспоминания эмоционально заряжены, и это помогает терапевту выделить значимое и менее значимое.
«Биографический материал, — пишет Станислав Гроф, — появляющийся в эмпирической работе, в значительной степени соответствует представлениям Фрейда и его последователей. Однако есть несколько важных различий. В холотропной психотерапии биографический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения и восприятия. Как правило, это происходит в полной возрастной регрессии к периоду жизни, в которой происходили вспоминаемые события».
Третий тип видений, по Грофу, называется перинатальными видениями. Это составное греко-латинское слово, в котором приставка natalis означает «вокруг» или «поблизости», а корень peri указывает на отношение к рождению. Это слово употреблялось в медицине, под ним подразумевали процессы, которые связаны с родами. Медики говорят, к примеру, о перинатальной инфекции или перинатальном повреждении мозга. Но Гроф придал этому слову несколько иной смысл. Вообще говоря, человек не может вспомнить того, что происходило с ним в утробе матери, когда мозг еще не был развит. Тем не менее, пациенты нередко демонстрируют эти переживания.
Гроф показывает, что многие формы психопатологии имеют глубокие корни в феноменах этого уровня. Эмпирическое переживание смерти и возрождения оказывает сильное терапевтическое воздействие на различные эмоциональные и психосоматические симптомы, связанные с травматическими последствиями рождения как для ребенка, так и для матери.
Контакт с бессознательным
Каждый из нас уже имеет опыт умирания. Ведь рождение человека — это переход совсем в иной способ бытия. Поэтому приход в этот мир символически воспринимается как смерть. Переживания смерти и возрождения, которые отражают перинатальный уровень бессознательного, богаты и сложны. Рождаются всевозможные ассоциации с мифологическими, архетипными сюжетами. Так возникает избирательный доступ к сферам коллективного бессознательного.
Многие состояния, которые переживает человек на протяжении своей жизни, например, насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, удушье, тесно соотнесены с перинатальным опытом. Пребывание плода в чреве матери рождает океанические переживания, которым присуще отсутствие границ. Оно связано с отождествлением с различными формами жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами, китами). Картины природы, которые символизируют безопасность и изобилие, также являются спутниками блаженного внутриутробного состояния.
Приведу пример из книги Грофа, который демонстрирует этот уровень бессознательного: «Мне захотелось свернуться калачиком. Я начал как бы уменьшаться в размерах. Я плавал в сияющей жидкости, окруженный сверкающей прозрачной вуалью. Нетрудно было узнать в этом состоянии глубокую регрессию, возвращение к состоянию плода в утробе. Тонкое, но глубокое чувство блаженства и бесконечный мир — мир, превосходящий всякое понимание, — переполняли мое существо. Странным и парадоксальным казалось то, что я становился все меньше и меньше, уменьшаясь до полного исчезновения, и вместе с тем как будто не имел границ и достигал бесконечности.
Моя фантазия игриво предложила мне идею, что я — грациозная медуза, лениво плавающая в океане, мягко колышущаяся в потоках воды. Отождествление, первоначально неуверенное, как во сне, постепенно становилось все более и более реальным. Появились примитивные, весьма убедительные филогенетические ощущения; я пережил множество странных процессов, не имеющих ничего общего с обычными человеческими ощущениями. Это постепенно стало переходить в отождествление с разного рода рыбами и водорослями, столь же подлинное и поразительное по богатству биологических деталей.
Но одновременно со всем этим постоянно присутствовало ощущение, что я плод, плавающий в утробе и связанный с материнским организмом через пуповину и плаценту. Я ощущал сложный и богатый обмен, происходивший между нами, частично биохимический и физиологический, частично эмоциональный и даже телепатический».
Путешествие в бесконечный мир
Четвертый тип видений Гроф называет трансперсональными. Мы привыкли думать о сознании как о чем-то созданном внутри человеческого мозга и содержащемся в черепной коробке. Мы полагаем, что сознание существует как результат индивидуальной жизни человека. Но трансперсоналисты толкуют сознание как нечто существующее вне нас и независимо от нас. Трансперсональное сознание не имеет границ. Оно, скорее всего, бесконечно и выходит за пределы времени и пространства.
В трансперсональных переживаниях человек обнаруживает, что граница между ним и Вселенной не является строго фиксированной и абсолютной. Человек может отождествляться со своими родителями, детьми, родственниками, друзьями, знакомыми, учителями. Возможно также отождествление с известными политиками, учеными, пророками, религиозными деятелями.
В опыте холотропного состояния человек вдруг ощущает себя египетским каменотесом, средневековым рыцарем, участником крестового похода, жертвой концентрационного лагеря. «Эти переживания, — пишет Гроф, — могут достигать необыкновенной глубины, интенсивности и объема. Можно пережить страдания всех тех солдат, которые полегли на полях сражений с начала истории человечества; огонь в груди революционеров всех времен, стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность и самоотверженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях».
Преображение человека
Чему учат трансперсоналисты? Обыденный человек современной культуры живет и действует на уровне ниже своих потенциальных возможностей. Это происходит потому, что он отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и эго.
Холотропная терапия признает целительные возможности необычных состояний сознания. При этом возможны мощные переживания, которые вообще не имеют никакого специфического содержания. Во время терапии пациенты избавляются от эмоциональных и психосоматических симптомов, происходит преображение личности.
Инф.inha.ru