Сапфир не сверкает яркими искрами как бриллиант. Блеск его нежный и шелковистый, как свет лазурно-голубого неба. Именно с куполом небесным ассоциировался с незапамятных времён этот камень. Древние римляне подозревали его в связи с Юпитером. Их жрецы, надевавшие перстень с сапфиром на указательный палец, символом самого главного античного бога, чувствовали всемогущество.
Ткнут в какого-нибудь бедолагу окольцованным пальцем – тот и оседает со страху. Хорошо если только в обморок хлопнется, а бывало и до сердечного приступа доходило. Постепенно причины опасений забылись, а нелюбовь к ношению колец на указательном пальце осталась.
Есть в Индийском океане остров, жители которого практически живут на сапфирах. Это – Цейлон. Аборигены из поколения в поколение передают легенду, повествующую о том, откуда пошла сапфировая земля.
Однажды неуёмному смертному стало скучно, и он обратился к богам с настойчивой просьбой показать ему седьмое небо. На странную мольбу откликнулся только Брахма и плеснул амитру (напиток бессмертия) на землю. Как только капли достигали земли, они превращались в сапфиры. Надо ли говорить, что больше всего их оказалось на Цейлоне, за которым и закрепилась с тех пор слава острова самоцветов.
Вглядываясь в голубую глубину сапфира, человек отдыхает взглядом, а душой устремляется ввысь. Начинается какое-то невольное тяготение к целомудрию, неформальному лидерству и отменному здоровью. Хочется думать о высоком, но и о земном не забывать, если только это земное такого же густого голубого цвета, как острова в океане.
По рассказам мореплавателей, эти долгожданные кусочки суши, порой, и на самом деле выступали из однообразного морского пейзажа как яркий драгоценный камень. Так было и в тот незапамятный день, когда оборванные и изголодавшиеся пираты Аравийского моря, уже кидающие кровожадные взгляды на юных своих товарищей по оружию, представляя, каковы они на вкус, безнадежно всматривались вдаль.
И вдруг юнга, которому раньше других предстояло выступить в роли обеда для команды, голосом помилованного перед самой виселицей завопил: "Земля!" Все увидели остров небесного цвета, который приближался с быстротой ангела, и обещал отчаявшимся путникам все блаженства мира.
"Сапфирин! – взволнованным петушиным фальцетом крикнул юнга (от греческого "сапфайрос" – "синий, голубой"), – Сапфир!" – спокойно произносил он годы спустя, вспоминая сказочный остров, спасший ему жизнь.
Самые редкие на земле камни – синие и фиолетовые. А уж экземпляры такого окраса и чистой воды в придачу – это вообще чудо из чудес, встречаются они ещё реже качественного алмаза. Понятно, что подобные минералы всегда становились предметом вожделения преступных элементов, порой сбивая с пути даже честных граждан.
Биография иного сапфира похожа на приключенческий роман, продолжение которого может возникнуть в любой момент. Взять хотя бы самый старинный камень британской императорской короны (расположенный в центре креста). Он когда-то украшал перстень его Величества Эдуарда Исповедника (XI век). Минерал, правда, не был огранён, как следует, но уже тогда сверкал хотя и дикой, но всё же красотой.
Инф.superstyle.ru