«В настоящее время нет достаточных оснований полагать, что вся Вселенная в целом родилась примерно 10*10 лет назад в сингулярном состоянии» — пишет крупнейший космолог А. Д. Линде. Его вывод таков: «Вселенная в целом будет существовать вечно, нескончаемо порождая новые и новые экспоненциально большие области, в которых законы низкоэнергетического взаимодействия элементарных частиц и даже эффективная размерность пространства-времени могут быть различны… Мы знаем наверняка, что жизнь снова и снова будет зарождаться в разных областях Вселенной во всех своих возможных видах» [20, с. 229].
Очевидно, что в ансамбле множества вселенных (которые выше фигурируют как «экспоненциально большие области») может найтись — и поскольку мы существуем, действительно нашлось — место и для такой, физические законы которой совместимы с существованием сложных структур и в конечном счёте человека — для нашей Вселенной, пишет sunhome.ru
Концепция множественных вселенных является, конечно, умозрительной, поскольку получить свидетельства существования других вселенных вроде бы нельзя по определению. Правда, некоторые специалисты говорят о возможности существования соединяющих разные вселенные горловин из вещества, находящегося в состоянии, близком к состоянию физического вакуума. Поведение тел и излучений вблизи таких горловин может быть похоже на поведение объектов, находящихся под действием антигравитации, — например, возможно отклонение света в сторону, противоположную ожидаемой. Сквозь такого рода горловину может наблюдаться и вселенная, находящаяся на ранней стадии развития, напоминающая яркое ядро галактики.
Представление о существовании множества других вселенных является почти неизбежным выводом современной космологии и вместе с тем самым экономным объяснением парадокса, известного под именем антропного принципа, — тонкой подгонки множества параметров (нашей) Вселенной к возможности появления и существования изучающего Вселенную нашего разума. Этот термин был предложен Б. Картером в 1974 г., но аналогичные идеи высказывались неоднократно и ранее, в частности А. Л. Зельмановым, Г. М. Идлисом и И. Л. Розенталем. Одна из самых ранних формулировок, близких по духу к антропному принципу, принадлежит К. Э. Циолковскому: «Тот космос, который мы знаем, не может быть иным».
Смелая попытка оценить возможное число вселенных с разными параметрами принадлежит И. Л. Розенталю: их число должно быть не менее 10*50. Он исходит из оценок вероятности совместной тонкой «подгонки» ряда параметров микромира к возможности существования известных нам структур и законов физики. Так, достаточно увеличить массу электрона в три раза, чтобы при тех сравнительно низких температурах, когда шло образование галактик, стала возможна реакция соединения протона с электроном с образованием нейтрона и нейтрино. Всё во Вселенной тогда состояло бы из одних нейтронов. Однако масса электрона почему-то — к счастью для нас — в сотни раз меньше массы любой другой элементарной частицы. Далее, ядро дейтерия, состоящее из протона и нейтрона, устойчиво только потому, что разница масс этих частиц очень невелика. Эта устойчивость обеспечивает возможность синтеза более тяжёлых элементов. И вот оказывается, что различие масс во всех других семействах элементарных частиц намного больше, чем у протонов и нейтронов, — и т. д. Перемножение вероятностей такого рода маловероятных удач и даёт число 10*–50 для вероятности возникновения вселенной (нашей Вселенной!), обладающей всеми такого рода странностями одновременно. А поскольку мы есть, всего вселенных должно быть 10 в 50-й стeпени…
Впрочем, ситуация здесь немного напоминает ту, с которой каждый из нас столкнулся в раннем детстве: почему я — это Я? После свершения события вероятность его становится равна единице, сколь бы низки ни были её оценки до эксперимента. А без этой удачи некому было бы и задавать вопросы. Попробуйте оценить — по совету С. Лема, — какова должна быть вероятность именно вашего появления на свет хотя бы тысячу поколений назад. Такого рода выводы из антропного парадокса кажутся гораздо более естественными, чем предположение о том, что Господь знал о том, какая Вселенная нужна для человека…
Заметим, что концепция множественности вселенных приводит к абсурду концепцию Бога-Творца, подобно тому, как существование множества миров, населённых разумными существами, приводит к абсурду концепцию Бога-Спасителя . Известен ответ его святейшества Иоанна-Павла II на вопрос академика Арнольда: почему церковь, реабилитировав (посмертно) Галилея, не раскаялась в ещё более жестоком злодеянии — сожжении Джордано Бруно? — Потому что другие населённые миры до сих пор не открыты.[/20]
E-NEWS.COM.UA