Научная революция начала XX в., связанная с появлением теории относительности и квантовой механики, означала, собственно, переворот не в науке, а в психологии исследователей и была, в сущности, новым торжеством человеческого разума. Оказалось, что мы способны оперировать объектами и явлениями, для которых у нас нет ни модельных представлений, ни соответствующих понятий и которые мы, во всяком случае, не способны наглядно себе представить. Теории, развиваемые первоначально как математические формулировки, тем не менее составили взаимосогласованную и подтверждённую многочисленными экспериментами и наблюдениями картину; замечательно при этом, что были использованы математические построения (вроде матричного исчисления, предложенного Эваристом Галуа), созданные за сто лет до появления квантовой механики и казавшиеся абсолютно абстрактными.
Это повторилось и при создании теории струн, использовавшей работы Леонарда Эйлера более чем двухсотлетней давности. «Непостижимая эффективность математики в естественных науках», о которой писал Е. Вигнер, не только ему представляется загадочной и даже не имеющей рационального объяснения. Эта эффективность доказана бесчисленными примерами, пишет sunhome.ru
Выход из положения может быть в признании того, в чем были так уверены М. Планк, Ж. Леметр, Б. Спиноза: наша Вселенная действительно достаточно проста для нас, и наш мыслительный аппарат соразмерен нашей Вселенной по самой природе вещей. Напомним снова и снова главный тезис эволюционной теории познания: наше выживание стало возможным лишь потому, что наши познавательные структуры сформировались в ходе эволюционного приспособления к нашему миру. Эта же мысль звучит в романе великого астрофизика Ф. Хойла «Чёрное облако»: «Мы склонны к некоторому зазнайству, когда говорим, что Вселенная построена логично с нашей точки зрения. Но это всё равно, что запрягать телегу впереди лошади. Не Вселенная построена логично с нашей точки зрения; это мы и наша логика развились в соответствии с логикой Вселенной. Таким образом, можно сказать, что разумная жизнь есть нечто, отражающее самую суть творения Вселенной… Мы построены по принципам, которые вытекают из общего устройства Вселенной».
Поэтому мы и способны понять устройство одной из бесчисленных вселенных — нашей Вселенной, обитатели которой устроены в соответствии со случайно возникшими на стадии начального расширения её законами. А может быть, и не случайно. Может существовать и эволюционная последовательность вселенных, подобных нашей. Теоретически уже известно, как создавать чёрные дыры в лаборатории, и они могут быть зародышами новых вселенных…
Американский космолог Э. Харрисон говорит о крошечной (с массой порядка 10 кг) черной дыре, которая должна возникнуть при столкновениях частиц с энергиями порядка 10*15 гигаэлектрон-вольт, т. е. 10*24 электрон-вольт. Такие и много большие энергии наблюдаются в космических джетах1, но энергия каждого из двух протонных пучков, которые должны были сталкиваться в суперколлайдере (строительство которого было прекращено в США решением Конгресса в 1993 г. — после того, как один миллиард долларов из требовавшихся девяти был уже зарыт в землю) предполагалась равной 20 триллионам (т. е. 2 10*13) электрон-вольт. Иными словами, ускоритель, необходимый для создания чёрной дыры, потребует в 10*11, в сто миллиардов раз больше энергии. Для земной цивилизации такие энергии на тысячи или миллионы лет останутся за пределом возможного — но ведь не исключено существование цивилизаций, которые старше нас на миллиарды лет… И если такая чёрная дыра будет создана, её внутренняя область начнет немедленно расширяться в другое пространство, образуя новую вселенную, которая затем потеряет связь с нашей, поскольку исходная чёрная дыра испарится. Новая вселенная, зачатая в нашей Вселенной, должна сохранить её физические законы, и когда-нибудь в ней также появятся разумные обитатели, способные к созданию новых вселенных…
Космологи говорят, что проблема не только пантеизма (бога, тождественного Природе), деизма (бога, давшего лишь пeрвотолчок мирозданию), но и теизма (внеприродного постоянно действующего Бога-творца) становится проблемой астрoфизики. Возможные творцы нашей Всeленной действительно обитали (и обитают?) в другой вселенной, вне нашей прирoды…
«Важное обстоятельство, — отмечает Харрисон, — состоит в том, что если существа с нашим ограниченным интеллектом могут предаваться мечтам о дерзких, но, по-видимому, правдоподобных схемах изготовления вселенных, то существа с намного более высоким интеллектом могли бы знать и теоретически и технически, как именно это сделать» [21].
То, что мы сегодня считаем принципиально возможным, наши потомки научатся претворять в действительность. Во всяком случае, это много раз подтверждалось в человеческой истории.
Разумная жизнь в исходной вселенной создаёт новые вселенные, и Харрисон полагает, что физические условия в сотворённой новой вселенной будут такими же, как и в исходной, и пригодными для появления жизни такого же типа, что и исходная. И этот процесс продолжается вечно. Вселенные, наиболее благоприятные для разумной жизни, отбираются как способные к репродукции. Эта гипотеза объясняет и постижимость нашей Вселенной для нас. Она создана существами, чьи мыслительные процессы и понятия принципиально подобны нашим, поскольку мы, в некотором смысле, их далёкие потомки. И, наверное, предки следующих поколений творцов вселенных.
Вопроса же о происхождении исходной вселенной в рамках современной космологии не существует. Вселенные с почти бесконечным разнообразием физических условий в них спонтанно возникают как флуктуации вечного и самоподобного первичного вакуума.
Итак, возможно, что и мы научимся когда-нибудь творить вселенные, возможно, что мы и впрямь сумеем взять в свои руки штурвал эволюции Мира. Разве причастность к предельно глубоким проблемам человеческого бытия и мироздания не наполняет жизнь высшим смыслом? Наука занимается этими проблемами не на уровне умозрительных рассуждений, как теология или философия, а в процессе реальной работы, приводящей к возможности экстраполяции теорий, многократно проверенных в физических опытах и астрономических наблюдениях. Как смешны и убоги высказывания о том, что наука чужда «духовности», чужда высшим потребностям человеческой души.[/21]
E-NEWS.COM.UA