Вероятно, любовь человека к красоте — врожденное качество, столь же древнее, как он сам. Наскальные рисунки кроманьонского периода довольно сложны как по содержанию, так и по исполнению, они свидетельствуют о развитой технике исполнения. Скорее всего, кроманьонские художники были реалистами и изображали то, что видели. Вряд ли их изображение женщин было символическим. В женских фигурах, запечатленных на камне, видимо, переданы естественные пропорции женского тела. Современному человеку они покажутся чрезмерно тяжелыми — особенно грудь и ягодицы.
Самые древние скульптурные изображения женщин, найденные в Египте, тоже отличались чрезмерной величиной ягодиц и груди. Вероятно, тучность и там была в моде. Но в более поздний дохристианский период египтянки имели тонкую талию, стройные ноги и узкие бедра, грудь и плечи приятной формы и правильных пропорций.
Женщины занимали в Древнем Египте более высокое положение, чем в других странах. В истории сохранились описания легендарных египетских красавиц. Достоинства Нефертити, одной из первых цариц Египта, которая, возможно, была чужестранкой, современники оценивали очено высоко. Ее имя дословно переводится: «Явилась Прекрасная».
Однако легендарную красоту Клеопатры, пользовавшейся самой дурной славой среди цариц, следует подвергнуть сомнению. По свидетельству Диона Кассия, она не поражала своей наружностью, хотя он отдавал должное ее манерам и чудесному голосу. Плутарх называл ее «златоречивой». В то же время о ней упоминали как о «самой очаровательной», а Шекспир писал: «Возраст не может заставить ее увянуть». При этом потомкам неизвестно даже, какими были цвет ее волос и рост. Макс Мюллер убежден, что ее вообще надо исключить из списка красавиц, если верить точности изображения ее профиля с крючковатым носом на египетских монетах того времени.
Большинство известных истории «знатных женщин» ( «великих дам», как называет их доктор медицины С. Лазар) скорее пользовались дурной славой, нежели обладали истинным величием. Часто их описывали как красавиц. Но мы не можем быть уверены в том, что оставленные современниками описания представляют собой беспристрастные сообщения, а не лесть. Ведь все эти женщины занимали высокое положение. У простой женщины нет истории. Какой бы красавицей она ни была, она скромно проходит стороной, не замеченная историком. Время сохраняет лишь память о тех, чьи амбиции и пороки оставляют след в истории. Выдающийся пример — Жанна Дюбарри, «прекрасная развратница», посеявшая такую смуту при французском дворе в конце XVIII века, что была прозвана «предтечей Великой французской революции».
Однако вернемся во времена более далекие.
В Греции женщины делились на две большие группы: одни жили затворнической жизнью в семье, другие пользовались неограниченной свободой. Жены могли быть чисты, как свежевыпавший снег, прекрасны, как весенний восход солнца. Но история игнорировала их. Практически все известные нам гречанки IV—V веков до н. э. — гетеры. Некоторые из них поднялись высок по социальной лестнице и достигли известности, на которую не могла претендовать ни одна жена.
Вероятно, самой знаменитой из них была Аспазия — вначале любовница, а потом жена Перикла,известная как своей красотой, так и просвещенностью, умением вести беседу. Сапфо, «десятая муза Платона», поэтесса с Лесбоса, с именем которой связывают сам термин «лесбиянство», была описана ценившими физическое совершенство греками как красавица, а ее изображения, сохранившиеся на вазах, подтверж дают это.
Ранним греческим идеалом не была полногрудая женщина с крутыми бедрами. Например, Елена никогда не изображалась с пышными формами. Более поздние греческие скульптуры свидетельствуют о некотором изменении идеала. Достаточно вспомнить Афродиту Прекраснозадую (Венера Каллипига).
Ранние римляне высоко ценили женскую целомудренность. Однако в период Империи Рим пополнил список «великих дам» наиболее бесстыдными блудницами. Среди самых знаменитых были Мессалина — жена императора Клавдия и Поппея — первая любовница, а затем и жена императора Нерона. Обе пользовались репутацией очень красивых, но абсолютно безнравственных женщин.
Римлянки того периода соревновались друг с другом в обольщении мужчин. Сенека пишет: «Я видел шелковые одежды, если их можно назвать одеждами, которые не защищали ни тело женщины, ни ее скромность. Одетая в них не может с искренностью сказать, что она не голая».
Феодора, танцовщица из Константинополя, имевшая сомнительную репутацию, была очень красивой женщиной. По словам Гиббона, «ни живопись, ни поэзия не могли передать ее бесподобные формы». Царица Пальмиры Зенобия пользовалась, по утверждению Гиббона, славой «самой красивой и самой отважной среди женщин». Лицо ее было смуглым, зубы — ослепительно белыми, большие глаза сверкали необычным огнем. Все это сочеталось с самой обаятельной мягкостью. Репутацию целомудренной красавицы она приобрела за отказ от объятий мужа в любых случаях, кроме как для воспроизведения потомства. Однако «высокая нравственность» не помешала ей родить ребенка вне брака.
Дочь одного из готских вождей соблазнила мавританского эмира, бросив вызов его вере, добилась его развода с женой и женила на себе — христианке. Покоритель Испании Муса Бен Носсир отправил закованную в кандалы преступницу в Дамаск. Однако халиф, увидев прекрасную соблазнительницу, приказал отпустить ее, заметив с улыбкой, что ни от одного смертного нельзя требовать, чтобы он устоял перед такой сверхчеловеческой красотой. «Уберите ее с моих глаз, — сказал он шепотом ее мужу, — ибо если вы оставите ее в этом городе, я не смогу поручиться ни за себя, ни за моих судей». Ее красота была, вероятно, так же велика, как и красота Инессы-де Кастро, «цветка Кастилии», приговоренной португальцами к смерти за то, что «ни один мужчина страны не может устоять перед ее притягательностью».
Не менее легендарной была красота Эммы Гамильтон. В числе ее любовников был, как известно, адмирал Нельсон. Ее великолепное телосложение и пластику отмечал Гете. Ромни, писавший ее портреты, говорил, что она обладала «гармоничными формами» и «самой привлекательной наружностью, пышущей здоровьем и энергией». Мисс Мурхауз оставила более детальное описание леди Гамильтон: «У нее был чистый цвет лица, который шел к ее теплым, красновато-коричневым волосам (едва ли не самому большому ее украшению), спадавшим великолепными волнами с широкого низкого лба почти до самых пят. Ее глаза могли темнеть и проясняться, становиться то темно-лиловыми, то голубыми». Ее муж сэр Гамильтон однажды посоветовал ей: «Чем проще вы одеваетесь, тем ярче ваша красота. Принимайте себя такой, какая вы есть». Глубокую истину его слов хорошо бы усвоить всем тем женщинам, которые упорно отходят от великой красоты, какой они одарены от природы, хороня ее под грузом украшений и слоем макияжа. Никакие красивые одежды и никакие драгоценности не могут состязаться с подлинной красотой женщины.
Преобладание блудниц среди оставшихся в истории, женщин неизбежно подводит к ошибочному выводу, будто красота — это зло и порок, что красивые женщины, как правило, жестоки, корыстны и опасны. Нетрудно понять, что подобное утверждение проистекает не из природы красоты, а из искаженного взгляда на жизнь. Оно опровергается, во-первых, тем, что не все известные красивые женщины были распутницами. А во-вторых, вполне вероятно, что среди знаменитых женщин, слывших красавицами, далеко не все соответствовали восторженным описаниям. Некоторые из них были совсем заурядными, и их популярность скорее следствие их распущенности, чем необычайной красоты. Власть таких женщин, как мне кажется, кроется в чем-то другом, нежели в красоте. Мужчинам свойственна страсть к охоте. Их способность устоять перед сознательным обольщением обычно довольно слаба, а глаза возбужденного самца имеют обыкновение искать достойную его эротического внимания красоту даже там, где, оценивая объективно, он увидел бы уродство.
Однако были и другие «великие дамы». Начнем с Полины-де Винье, образованной и доброжелательной француженки, жившей в XVI веке. Она была так хороша собой, что граждане Тулузы, где она жила, просили ее появляться на балконе по крайней мере дважды в месяц. В такие дни у ее дома собиралась огромная толпа. В этой женщине красота сочеталась с добродетелью. И хотя историки мало интересовались ею, она все равно не была забыта.
В XVIII веке были хорошо известны две сестры-красавицы из Англии Елизавета и Мария Ганнинг. Елизавета вышла замуж за герцога Гамильтона, Мария — за графа Ковентри. Уолпол пишет о Елизавете Гамильтон (не путать с Эммой Гамильтон): «Когда герцогиня присутствовала по пятницам при дворе, стечение народа было столь большим, что даже знатная публика в гостиной взбиралась на кресла и столы, чтобы взглянуть на нее». Елизавета Гамильтон — одна из немногих женщин при дворе, которая не была замешана ни в одном скандале.
Считались бы все эти женщины красавицами в наше время или нет, трудно сказать. Критерии красоты меняются. К тому же, какими бы подробными ни были описания красавиц, они не могут передать черты реального человека. Да и художники часто льстили натуре или идеализировали ее.
Иногда утверждают, что нынешние красавицы не столь прекрасны, как их сестры в прошлом, поскольку они не оказывают такого влияния на государственных мужей. Но надо отдавать себе отчет в том, что ходом истории управляла все-таки не воля красавиц. Подобная роль женщин прошлого является, главным образом, плодом воображения историков-романтиков. Куртизанки, безраздельно владевшие сердцами королей, — это, как правило, мифы. А если подобные истории и случались, то уж, конечно, не так часто, как об этом рассказывают.
Инф.wbc2t.ru