В Нидерландах, как и в Германии и Австрии, активно применяются программы сокращенной занятости, что позволяет сохранить рабочие места на фоне финансового кризиса.
Во всех трех странах удалось избежать роста безработицы, но голландцы в этом добились особенно высоких результатов, пишет The Wall Street Journal. Сторонники таких мер надеются, что сегодняшние траты помогут сократить будущие расходы и таким образом, несмотря на бюджетную нагрузку, окажутся эффективными для экономики. В октябре, по данным статистического управления ЕС, уровень безработицы в Нидерландах составил 3,7% и был одним из самых низких среди развитых стран.
The Wall Street Journal ссылается на пример компании DAF Trucks, выпускающей грузовики, которой, несмотря на почти двукратное снижение производства за прошедший год, постоянный штат удалось сохранить почти на 80% благодаря поддержке правительства. Работники, часы которых были сокращены, получают почти полную сумму (около 85%) своего регулярного заработка за счет выплат от компании и государства.
За прошедший год Нидерланды выделили на программы занятости около 2 млрд евро (2,9 млрд долларов). Но, по мнению многих, низкий уровень безработицы в стране больше связан с консервативной политикой в предшествовавший период, а не с реализацией антикризисных программ. И есть опасения, что нагрузка на бюджет, который, как ожидается, в этом году покажет дефицит в 4,7% ВВП после профицита 0,7% в 2008 году, нейтрализует те сильные стороны, которые помогли стране пережить спад.
Программа, стартовавшая семь десятилетий назад
В США ввиду сохраняющейся высокой безработицы и нежелания работодателей увеличивать найм, несмотря на возобновление экономического роста, многие выражают интерес к программам государственных субсидий, как в Европе. Аналогичные меры в США помогли бы сдержать рост сокращений и простимулировать создание рабочих мест.
Профессор Принстонского университета и обладатель Нобелевской премии по экономике Пол Кругман написал в своей колонке The New York Times: "Эти меры не предотвратили рецессию, но Германия вышла из нее с очень небольшими потерями по числу рабочих мест".
Меры о сокращенном рабочем графике были предусмотрены в голландском законодательстве во время нацистской оккупации и сохранились после Второй Мировой войны, но использовались очень расчетливо. Голландцы не прибегали к субсидированию занятости в период роста экономики. Поощрялась временная занятость, то есть найм на условиях срочных контрактов, благодаря чему у компаний были возможности привлекать и увольнять сотрудников.
После того как начался кризис, голландское правительство, профсоюзы и работодатели быстро достигли соглашения о субсидировании заработной платы.
Под действие программы сокращенного графика, которая началась в ноябре прошлого года, подпадали компании, показавшие 30-процентное сокращение выручки за два месяца. Правительство компенсировало их сотрудникам всю сумму заработка, потерянного из-за сокращения рабочего времени. Заявки подали более 2000 компаний, государство оплатило более 2,4 млн рабочих часов, что в денежном объеме эквивалентно 200 млн евро. Субсидию, срок которой ограничивался шестью месяцами, можно было получить до конца апреля.
Частичная безработица
работаВ конце апреля стартовала другая программа, известная как "частичная безработица", не предусматривающая условия о значительном снижении выручки у компаний. В рамках этого плана объемом 1 млрд евро работодатели могут сократить рабочие часы и зарплаты вплоть до половины ставки, и государство компенсирует 70% потерянного заработка сотрудника.
Сначала эта вторая программа показалась слишком привлекательной. После того, как некоторые компании стали использовать эту возможность для всех своих сотрудников, что обернулось огромными финансовыми обязательствами для правительства, министр социального развития и занятости Нидерландов Пит Хайн Доннер предусмотрел более строгие ограничения по числу рабочих часов, покрываемых программой, а также по срокам предоставления помощи. В схеме участвуют более 1500 компаний.
Доннер считает, что программы в сфере занятости позволили не допустить "чрезмерной реакции" компаний на финансовый кризис и увольнений квалифицированных работников, которых потом пришлось бы вновь нанимать при возобновлении экономического подъема.
Некоторые критики выступают против программ сокращенного графика. Рик Ван дер Плуг, профессор экономики Оксфордского университета, ранее работавший в правительстве Нидерландов, считает, что "это чистой воды распределение бедности".
Даже у тех, кто поддерживал подобные схемы, есть определенные сомнения. Министр финансов Нидерландов Ваутер Бос опасается по поводу последствий госпомощи. "Так рынку сложнее определить, какой бизнес должен выжить, а какой — может разориться", — говорит он.
"Но риски оправданы, если программа позволит сохранить рабочие места до тех пор, пока не начнется устойчивый подъем, — говорит Бос. — Вы вкладываете определенные средства на начальном этапе, но впоследствии экономите за счет того, что не приходится выплачивать пособия по безработице".
Источник: bfm.ru
Инф. delo.ua