Европе угрожает вторая волна банковского кризиса. Выиграют банки, которые "не связываются" с государством.
Йозеф Акерманн всегда это знал. Даже в самые мрачные периоды финансового кризиса, когда шеф Deutsche Bank должен был сообщать о миллиардных потерях и списаниях, в качестве перспективы, от которой выиграет его институт, Акерманн определял для себя "бегство в качество". И теперь оказалось, что он был прав. В первом полугодии Deutsche Bank сообщил о миллиардной прибыли, которая напомнила о счастливых временах финучреждения, когда его доход достигал 25%. Сегодня представители Deutsche Bank листают бухгалтерские книги некогда почтенного частного банка Sal. Oppenheim. Вопрос о его вхождении уже решен, полное поглощение не исключено.
В то время как Акерманн отправляется в "шоп-тур", его коллега Мартин Блессинг, глава частично национализированного Commerzbank, должен представлять своим акционерам как успех то, что "оперативные потери во втором квартале заметно снизились".
Такие контрасты характерны не только для Германии. Подобная ситуация сложилась практически во всем мире. Британский Barclays Bank зарабатывает миллиарды, в то время как поддерживаемый за счет государства Royal Bank of Scotland их теряет. Schweizer Credit Suisse держит курс на рекордную прибыль, а его конкурент-соотечественник UBS не может выйти из "красной" зоны. В США продолжаются банкротства банков, а JP Morgan и Goldman Sachs, вернувшие государству средства, выделенные на их поддержку, опять получают миллиардные прибыли.
Пришло время отделять зерна от плевел? Не совсем так. "Даже если институты, такие как Deutsche Bank, и демонстрируют сегодня хорошие результаты, еще слишком рано говорить о том, что они выиграли от наступления кризиса", - говорит Дитер Хайн, банковский аналитик Fairesearch из Франкфурта. Нынешние прибыли "приходят", прежде всего, из рисковой торговли ценными бумагами. От устойчивого оздоровления отрасль еще далека. Причем именно европейским банкам угрожают дальнейшие списания, которые могут быть такими же крупными, как и до этого. Об этом свидетельствует исследование консалтингового агентства Bain & Company.
"Банки находятся сейчас в глазу урагана", - говорит Штефан Франк, банковский эксперт и партнер Bain. Списание структурированных ценных бумаг, во всяком случае большей частью, уже "переварено". И даже если здесь существуют проблемы, связанные со снижением рейтинга, намного большая угроза исходит от кризиса реального сектора экономики. Прежде всего - из-за растущего в связи с этим числа невозвратных кредитов.
Исследование показывает, как тяжело этот кризис может затронуть европейские банки по важнейшим направлениям работы. "Вторая волна затянет в пучину кризиса многие институты, которые до сих пор шли сквозь него относительно хорошо", - говорит Франк. К ним также относятся сберегательные кассы и кредитные товарищества, которые до сих пор позиционировали себя как оплот надежности. Растущее число банкротств фирм затронет в первую очередь европейские банки. Для инвестбанков США, таких как Goldman Sachs, в портфелях которых едва ли имеются традиционные кредитные риски, худшее уже должно быть позади.
Банки в Европе списали уже примерно 250 млрд. евро, большая часть из которых - за счет потерявших свою стоимость ценных бумаг, связанных с кредитами на приобретение недвижимости в США. Однако таким образом осуществлена лишь половина общих корректировок. Потому что проблемы с невыплатой кредитов большей частью еще предстоят. Эксперты Bain оценивают общую потребность Европы в списаниях кредитов в период 2007-2010 годов в 390 млрд. евро.
Если они окажутся правы, может понадобиться дальнейшая государственная помощь. Поэтому в своем исследовании эксперты исходят из "глубокого долгосрочного участия" государства и связанных с этим изменений в модели бизнеса. Государство, например, может заставить банки выделять больше кредитов и при этом выйти из других рисковых бизнесов, а также экономить и при этом сокращать рабочие места. Советник Bain Франк считает, например, возможной потерю 180 тыс. из 700 тыс. рабочих мест в немецкой финансовой отрасли.
На юрлицах банки потеряют
Обслуживание юридических лиц может стать для немецких банков самой большой проблемой. Согласно анализу Bain, они пострадают намного больше, чем их европейские конкуренты. Это связано с более сильной зависимостью немецкой промышленности от экспорта и более слабой обеспеченностью предприятий собственным капиталом. Исследование оценивает потерю всех банков по этому направлению деятельности в 2010 году примерно в 7 млрд евро. Французские банки потеряют 1,8 млрд евро, испанские - 400 млн, а британские даже отметят прибыль в 3,4 млрд евро. Одна только Италия с 4,9 млрд евро ожидаемых потерь будет затронута так же серьезно, как Германия.
Экономическое агентство Creditreform ожидает, что в этом году в Германии обанкротятся примерно 35 тыс. фирм. С осени перед каждым седьмым средним немецким предприятием остро встала опасность банкротства, потому что становится все труднее финансировать проекты за счет заемных средств. Такие результаты принес один из последних опросов Ernst & Young.
Это связано с тем, что банки все больше ограничивают выдачу кредитов. "Из разговоров с банкирами и представителями средних предприятий я знаю, что многие строительные фирмы и автопоставщики, например, не получают кредитов от своих "домашних" банков", - говорит Геральд Бланк, шеф мюнхенского управляющего имуществом Blank Asset Management. "Мы выходим из пузыря очень дешевых денег. Поэтому возвращение к нормальному уровню при выдаче кредитов уже воспринимается как кредитная проблема", - рассуждает партнер Bain Дирк Фатер.
В качестве реакции на угрозу неплатежеспособности банки значительно увеличили свои резервы. Например, в Deutsche Bank во втором квартале сумма резервов по сравнению с 2008 годом увеличилась в семь раз. Народные банки еще в 2008 году нарастили свои резервы на 27%. Банковский аналитик Хайн считает, правда, что в конечном итоге этого может быть недостаточно: "Опыт учит, что банки в период кризиса почти всегда недооценивают потребность в списаниях кредитов".
Сберкассы в Германии в целом выдали около 43% всех кредитов фирмам и частным предпринимателям. Поэтому их тоже может коснуться волна банкротств. В частных банках самый большой кредитный портфель (примерно на 400 млрд евро) - у Commerzbank. Намного больший по величине Deutsche Bank насчитывает всего 260 млрд. евро.
Кроме того, банкротства могут еще раз затронуть и немецкие земельные банки (некоторые из них уже представлены в Украине). И хотя почти все земельные банки снова получили прибыль, эти показатели создают обманчивую картину. Банки, например, предоставили значительные кредиты крупным фирмам, которые, по оценкам многих наблюдателей, намного более склонны к рискам, чем их частные конкуренты.
"Мы не видим модели бизнеса, в которой есть место для всех немецких земельных банков", - говорит Франк, партнер Bain. Он сомневается, что в будущем будет функционировать нынешняя бизнес-модель, в которой многие земельные банки финансируют средние фирмы: "Если все земельные банки это планируют, можно сказать только то, что для этого даже немецкий средний класс недостаточно велик". К тому же опять упадет маржа. Хотя теперь из-за слабой позиции многих предприятий банки могут держать более высокие процентные ставки, по мере постепенного восстановления экономики такое положение вещей будет меняться.
Население поможет банкам
Обслуживание физических лиц может удержаться в Германии на относительно хорошем уровне, ожидают эксперты Bain. Цены на дома перед начавшимся в 2007 году кризисом не возросли, а пузыря недвижимости, в отличие от Испании и Великобритании, там нет. Кроме того, задолженность частных домашних хозяйств по сравнению с другими европейскими странами здесь относительно невелика. Хотя растущая безработица и приведет к росту невыплат потребительских кредитов, это направление деятельности в Германии может в целом остаться прибыльным и в 2010 году.
Более всего в бизнесе с физлицами пострадают Великобритания, Испания и Нидерланды. Поэтому на европейском уровне по этому направлению в 2010 году Bain рассчитывает на потери в четыре миллиарда евро. Если экономика снова не рухнет.
Однако структурные проблемы на рынке остаются. Так, хотя Германия с объемом сделок в 3,7 трлн евро со значительным отрывом считается самым крупным рынком в Европе, ее прибыльность значительно отстает от других стран. Из-за большой конкуренции на раздробленном рынке маржа постоянно находится под давлением, и здесь вряд ли что-то изменится. "Маржа в стандартных продуктах, таких как однодневная ссуда и финансирование строительства, остается низкой", - говорит консультант Bain Фатер.
Инновации не приносят прибыль
Специальные продукты в Европе также будут малоприбыльными. В Германии, например, сильно упал спрос на сертификаты, которые здесь были более популярными, чем во всех других странах, и за счет которых банки могли повысить свои доходы. И он снова оживет, по-видимому, только в среднесрочной перспективе. Если вообще оживет. "Слишком велико недоверие к консультациям в банках", - говорит Фатер. Он исходит из того, что многие клиенты в будущем будут больше заботиться о своих финансах сами. К этому следует добавить новые требования к продаже банковских продуктов в рамках госрегулирования. Например, изменения в законе о торговле ценными бумагами приведут к тому, что в будущем банк фактически должен будет доказать, что корректно консультировал клиента. "Это может очень существенно отразиться на продажах, - считает Фатер. - Консультант клиента должен себя страховать, документировать каждый разговор и тем самым нести более высокий риск. Это приведет к тому, что производительность консультантов снизится, и более мелкие филиалы из-за высоких расходов больше не смогут вести такую деятельность".
Особенно серьезно будут затронуты банки, которые занимаются фондовым бизнесом и управлением имуществом. Здесь даже Deutsche Bank понесет большие убытки. Доход в этом сегменте из-за падения стоимости многих вкладов и "бегства в безопасность" в текущем году, по оценкам экспертов Bain, упадет на 40% по сравнению с 2007 годом, а прибыль даже на 80%. И хотя до 2012 года объем управляемого имущества снова должен восстановиться, тренд в пользу консервативных и, таким образом, малоприбыльных вкладов останется непоколебимым. "Это приведет к дальнейшей консолидации частных банков и управляющих имуществом", - говорит Фатер.
На международном уровне это затрудняет восстановление крупного швейцарского банка UBS. Его традиционно большой сегмент управления имуществом пострадал еще в прошлом году. Многие состоятельные клиенты повернулись к банку спиной. И хотя аналитики оценивают его риски в кредитовании фирм ниже, чем у Deutsche Bank (потому что портфолио меньше), тем не менее и у UBS общие кредитные риски в работе с юрлицами намного превосходят базовый капитал. Поэтому для преодоления последствий кризиса UBS понадобится гораздо больше времени, чем многим другим банкам.
Но где же те, кто выиграл от кризиса? "Мы видим четкие прибыли для банков, которые до сих пор не находятся под влиянием государства", - говорит консультант Bain Франк. Поэтому к потенциальным победителям эксперты относят такие финансовые институты, как Deutsche Bank, "дочку" UniCredit HVB, а также "большие сберкассы, которые не столь значительно поражены невыплатами по кредитам". Но что это будут за банки, клиенты узнают не раньше конца 2010 года.
«Инвестгазета»
Инф. delo.ua