29 июня Совет национальной безопасности и обороны Украины на своем заседании как сообщил секретарь СНБОУ Петр Порошенко, «принял решение о возобновлении приватизации». Данный шаг, несомненно, будет по заслугам оценен и Президентом Украины Виктором Ющенко, которому СНБОУ, по словам г-на Порошенко, рекомендовал «активизировать процесс приватизации»; и правительством, которое до недавнего времени при утверждении списка запланированных на продажу в течение года объектов госсобственности обходилось без содействия Совета национальной безопасности; и, наконец, руководством Фонда, которое наверняка торопится побить рекорды своих предшественников и выручить 7 млрд. грн. за шесть месяцев. В самом деле – до сих пор СНБОУ никогда не пытался руководить процессом приватизации госимущества. Однако если остальные органы власти никак не решаются начать процесс – что ж, почему бы их не подтолкнуть…
Слово «приватизация» в его слегка забытом – позитивном и утвердительном – смысле (то есть без приставки «ре-») вновь прозвучало в контексте, в котором оно не могло не прозвучать. Дело было на состоявшемся в Киеве в середине июня Международном экономическом форуме, когда глава государства наметил курс на улучшение инвестиционного климата путем возврата к продаже госсобственности. Потенциальным инвесторам в самом ближайшем будущем была обещана возможность участвовать в конкурсах по продаже таких сверхпривлекательных объектов, как «Укртелеком», Одесский припортовый завод и даже харьковский «Турбоатом», а также НПО «Машпроект-Заря», почему-то «Лугансктепловоз» и как ни странно северодонецкий «Азот».
Параллельно с главой государства на мероприятии выступал и первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах, который сообщил гостям форума о том, что «правительство Украины готовит решение о снятии со второго полугодия 2005 года моратория на приватизацию стратегических предприятий». Однако, назвав несколько из упомянутых Президентом предприятий, г-н Кинах тут же отметил, что продажа этих активов отнюдь «не рассматривается в плоскости ускоренной приватизации». Прежде, чем принять решение о приватизации того или иного объекта, государство, по его словам, намерено для каждого стратегического предприятия составить технико-экономическое обоснование необходимости приватизации, проанализировать ее возможное влияние на национальную безопасность страны и только после этого окончательно определиться – продавать или нет. Если же добро будет дано, до того, как предложить соответствующие объекты потенциальным инвесторам государство собирается «реализовать очень серьезный комплекс мер в ходе предприватизационной подготовки, направленных на повышение ликвидности и конкурентоспособности этих предприятий». В общем, если учесть, сколько времени понадобится на все эти процедуры, можно сделать вывод, что особо торопиться со снятием моратория на приватизацию «стратегов» в нынешнем году необходимости особой и нет.
В свою очередь председатель ФГИУ Валентина Семенюк тоже в середине июня сообщила журналистам, что Фонд подготовил и передал правительству список объектов, запланированных к приватизации в нынешнем году. Как уточнила г-жа Семенюк, списков должно быть два: один из них, подготовленный Фондом, включает объекты с госдолей от 1 до 25%, а второй, куда, надо полагать, входят более крупные объекты, «должны составить профильные министерства». Почему Фонд не счел возможным составить весь список самостоятельно, как это было ранее, а делегировал свои полномочия в этой сфере отраслевым министерствам – остается загадкой. Возможно потому, что оные никогда не приветствовали приватизацию подведомственных им объектов, а возможно потому, что должны начать ее приветствовать… Как бы то ни было, глава ФГИУ обещала, что правительство рассмотрит и утвердит «объем работы» для Фонда в текущем году 18 июня. По истечении данного срока она уточнила, что Кабмин перенес рассмотрение этого вопроса на 20-26 июня. Впрочем, неделю спустя список вновь не был утвержден или хотя бы обнародован. Что, опять таки, странно, поскольку обычно ФГИУ публиковал свои предложения по продажам в текущем году где-то в конце января/начале февраля у себя на сайте еще до утверждения их правительством.
Итак, на сегодня – в самом начале второго полугодия того года, в бюджете которого запланирована беспрецедентно высокая сумма поступлений от приватизации – о том, что же будут продавать, известно «ничего и еще что-то». Так, после заседания СНБОУ г-н Порошенко сообщил журналистам, что подведомственная ему организация «перечень предприятий для приватизации в 2005 году от ФГИУ и Кабмина получила». (Вероятно, речь идет об обоих списках.) Кроме того, немногим ранее председатель ФГИУ обмолвилась, что список Фонда включает 22 объекта. И, наконец, на сей раз уже г-н Порошенко выразил надежду, что «на следующем заседании СНБО этот список будет окончательно согласован». Возможно, после этого его утвердит Кабмин (что, впрочем, совсем уж домыслы), и только тогда (при этом не исключено, что и никогда) он будет представлен общественности.
News.Elcomart