В минувшую субботу заместитель председателя Федеральной резервной системы США Дональд Кон (Donald Kohn) сказал о финансовом кризисе: "Он еще не кончился". Эта короткая фраза выражает все, что было сказано в выходные, когда лидеры глобальной экономики собрались в Вашингтоне.
Было бы излишним оптимизмом надеяться на то, что собрание министров финансов и глав центробанков "Большой семерки" сможет за два дня найти чудодейственный выход из кризиса нынешнего масштаба или даже элементы решения проблемы. К сожалению, панацея это не то, что непременно лежит в портфелях высших должностных лиц.
Конечно, к пятнице мировые биржи вернулись в состояние мрачного реализма, забыв о мимолетных ралли.
Однако Кон, говоривший о перспективах быстрого выхода из кризиса, с тем же успехом мог говорить о реакции на его причины и следствия со стороны министров, центробанков и регуляторов. Здесь тоже все еще далеко не кончено.
Лидеры крупнейших банковских групп мира, чьи учреждения и начальники входят в число главных виновников нынешних финансовых бед, похоже, приехали в Вашингтон в надежде, что им удастся убедить чиновников, что начальный пакет мер, обсуждавшийся в выходные, знаменует собой, если не конец реакции регуляторов, то хотя бы начало конца.
Банкиры надеялись добиться того, что им предоставят наведение порядка в собственном доме через добровольные меры и самоконтроль.
Им была предоставлена возможность высказать свои пожелания и покаяться в ошибках на так называемом "обеде с партнерами" G7 в пятницу вечером. Они явно не преуспели, да и не могли преуспеть.
Если крупные банки и их руководители до прошлых выходных еще в чем-то сомневались, то теперь им должно быть ясно, что они навлекли на себя длительное и радикальное изменение ландшафта регулирования с самой масштабной за десятилетия модернизацией правил, которым подчиняются финансовые рынки и учреждения.
Конкретные масштабы реагирования могут быть различными в разных развитых экономиках. Значительная часть мер будет отложена до тех пор, пока финансовые и экономические потрясения не нанесут весь ущерб. Но, как пишет обозреватель Times Гэри Дункан (Gary Duncan), банки уже должны понять, что, посеявши ветер, они неизбежно пожнут бурю.
Уже ясно, что предложения реформ на 74 страницах, представленные Форумом финансовой стабильности (Financial Stability Forum - FSF) и в целом одобренные G7 в пятницу, не знаменуют собой даже конец начала официальной реакции, которая теперь ожидает банки. Финансовые чиновники, сидящие в FSF, высказались с предельной ясностью: изменения должны быть конкретными, а не косметическими.
Банки еще не сдались и на прошлой неделе устроили публичное покаяние во Франкфурте, где Йозеф Аккерманн (Josef Ackermann), генеральный директор Deutsche Bank (DB) и президент банковской лоббистской группы Институт мировых финансов (Institute of International Finance - IIF), предупредил, что было бы "серьезной ошибкой хвататься за непродуманные меры в сфере регулирования".
Проблема Аккерманна в том, что для многих воплощением подходов банков является не признание IIF своей вины, а куда менее продуманные высказывания Чарльза Принса (Charles Prince), уволенного генерального директора Citigroup (C). Дункан цитирует Принса, заявившего: "Когда музыка, в смысле ликвидности, кончится, все усложнится. Но пока музыка играет, все должны встать и танцевать. Мы еще танцуем".
Как оказалось, Принс танцевал на последнем балу сезона. Его слова должны врезаться в память всех банкиров, напоминая о более масштабной задаче, стоящей перед ними сегодня. Они должны не только ликвидировать ущерб, который причинили, но и восстановить доверие, которое они принесли в жертву. Работа им предстоит большая.
Помимо набора технических мер, предложенных G7, в центре официального ответа на нынешний кризис должен стоять этический компонент, направленный на восстановление общественного доверия.
Несколько лет назад профессор экономики Авинаш Персо (Avinash Persaud) говорил в интервью Times, что на финансовых рынках должен более зримо присутствовать моральный параметр. Он подчеркивал, что в финансовом мире не должно быть мест, где можно укрыться от этических обязанностей. Без четко очерченных этических рамок, с которыми участники рынка могут сверять свои действия, в финансовых рынках и институтах может укорениться негативная динамика, которая будет провоцировать неправомерные действия и вознаграждать за них, говорил Персо.
Кому-то его мысли могут показаться странными. Принято считать, что деньги и нравственность плохо совместимы. Однако события последнего времени показывают, что, хотя несколько человек могут заработать доллар-другой, или даже миллионы, используя низкопробные методы, долгосрочные экономические потери окажутся огромными.
Наталья Хмелик, обозреватель k2kapital