«Каким языком можем мы изложить построение сих церквей?..» Видящий их не насытится, созерцая, и удивлению сердца не может быть конца... Если есть исчисливший звезды небесные, пусть он исчислит чудеса, сотворенные рукою «Лалибелы».
(Житие царя Лалибелы)
Эфиопия... Пожалуй, трудно найти страну, которой был бы преподнесен такой букет восторженных, но вполне заслуженных эпитетов.
«Земля царицы Савской» — это о легендарном прошлом Эфиопского государства, его седой старине, дожившей и до нашего времени.
«Страна обожженных солнцем» — это о трудолюбивых, отважных жителях Эфиопии.
«Африканская Швейцария», «Водяной замок Африки», «Страна чудес» — это опять же о ней, колоссальной «копилке» почти всех природных зон нашей планеты, о ней — сокровищнице многих чудес человеческого гения и труда. Одно из этих чудес — Лалибела.
Страна «блуждающих столиц»
Средневековая Эфиопия была страной «блуждающих столиц». В конце XII века центр экономической, политической и культурной жизни страны окончательно переместился из древнего могучего Аксума к югу, в запутанные лабиринты суровых гор и тесных ущелий.
В самой сердцевине этого лабиринта ничем не примечательное дотоле селение Роха было избрано негусом Лалибелой столицей всех его владений.
...История, возможно, незаметно поглотила бы имя Лалибелы, исступленного фанатика христианства, полуцаря-полумонаха, если бы с годами его правления (1181-1221) не было связано сооружение уникальнейших памятников не только эфиопского, но и мирового средневекового зодчества — высеченных из единой скалы церквей, гротов и соединяющих их длинных, в несколько сот метров, подземных ходов.
Зодчий одиннадцати знаменитых храмов в Лалибеле не известен.
Эфиопская церковь, естественно, приписывает авторство самому Лалибеле, получившему за свои деяния во славу господа бога имя Габре Маскаль («Слуга креста»). Он был даже причислен к лику святых.
Фреска с изображением «Слуги креста» в церкви Бета Аба Либанос уже не раз «освежалась» художниками-монахами: семь столетий — не семь лет.
Понимая, что грядущим поколениям трудно будет поверить в индивидуальное творчество Лалибелы, церковники приписали к нему в помощники в качестве проектировщиков, геодезистов и разнорабочих целые «бригады»... ангелов.
Но через каменную прохладу стен и колонн почти осязаемо проступает тепло — тепло не пухлых ангельских ручонок, а смуглых, крепких, ловких рук сотен безвестных мастеров, пришедших сюда со всех концов эфиопской земли.
В тишине храмов слышится их нелегкое дыхание, дробный o перестук кирки о скальную твердь; через мертвенный лик «святого» Лалибелы явственно проступают другие лица, усыпанные капельками пота и каменной крошкой.
Далекое прошлое становится осязаемым. Но для этого надо побывать в Лалибеле.
Дело это непростое. От небольшого городка Уальдия, что на шоссе Аддис-Абеба — Асмара, до селения Лалибела — около сотни километров, но редкие пока еще машины с иностранными туристами одолевают их за двое-трое суток, а пешие паломники — за добрую неделю.
...В самой Лалибеле очень тихо, очень покойно. Еле слышные всплески воды в овраге, пробитом «священным» ручьем Иорданом, шелест ветра в листве деревьев, мягкое пришлепывание босых монашеских ног в мрачноватых гулких коридорах церковного городка — других звуков у стен храмов не услышишь.
«Послушайте, возлюбленные, я поведаю вам, как произошло исхождение сих церквей из недр земли и как создание их было без дерева и глины, без веревок, без крыши и балок...»
Каменное диво
Как же произошло это удивительное «исхождение»? Когда попадаешь в этот скальный город, когда меряешь шагами его «помещения», то поеживаясь от мрака и тесноты уличек-ущелий, то щурясь от ярких лучей эфиопского солнца, щедрого на тепло даже здесь, на высоте двух с половиной километров над уровнем моря, — вопрос этот неотступно преследует тебя.
Снизу, с дороги, храмы просто не видны. Чтобы разглядеть весь городок, нужно не полениться и вскарабкаться по склону горы наверх. Церкви как бы выкопаны из толщи камня.
Сначала в необычайно плотном песчанике вырубались громадные отвесные траншеи, до двенадцати и более метров глубиной, которые опоясывали гигантские монолитные прямоугольные глыбы — «заготовки» для будущих храмов.
Затем в глыбах выдалбливались «внутренности» — рождались колонны, капители, барельефы, скульптуры, позже прорезались окна — и все из единого тела скалы, без грамма цементирующего раствора!
Шлифовка, роспись стен, богатая церковная утварь венчали дело.
...Сразу замечаешь — среди одиннадцати храмов нет и двух сколько-нибудь похожих — церкви эти «не с одной раскраской и не с одним устроением».
Две компактные группы по пять церквей расположены на разных уровнях и соединены подземными, точнее «подскальными», ходами.
Если вам повезет, если вы увидите сверху куда-то спешащего монаха, который, согнувшись, ловко ныряет в черную дыру узкого тоннеля в «верхнем городке» и появляется снова на свет божий уже в 250-300 метрах от него, в «нижнем городке», — тогда вы сможете по достоинству оценить поразительную длину этих ходов.
Лишь церковь св. Георгия — отшельница. В плане это крест размером 12,5 на 12 метров. Высота — вернее, глубина церкви — около 12 метров. От скалы, из которой она родилась, церковь отделена траншеями шириной в 10 метров.
Самое крупное сооружение — Бета Медане Алем («храм Спасителя»). Двадцать восемь массивных колонн, венчаемых строгими капителями, — единственное украшение, но именно эта аскетическая простота придает интерьерам «Спасителя» необычайную выразительность.
Из Бета Медане Алем через небольшой проход, пробитый в стене-скале, можно попасть в обширный двор церкви Бета Мариам («девы Марии»).
Впрочем, «двор» — слово не совсем точное. Это котлован объемом около 8 тысяч кубометров, выбитый в крепчайшей скале. Здесь обычно собираются священники, псаломщики, монахи, ученики церковных школ и паломники.
Бета Мариам высекалась первой. Ее интерьеры отличаются обилием орнаментов, барельефов, скульптур, тонкой отделкой всех деталей. Необычны окна, вырезанные в форме крестов всех видов.
...Почти четверть столетия сотни эфиопских умельцев, «достигших полноты премудрости», создавали каменное диво Эфиопии.
Простой киркой вырублены, вытесаны с величайшей точностью и мастерством десятки тысяч кубометров твердейших пород. И как вытесаны! «Ни серебряных дел мастер, ни скульптор восковых фигур не могли бы сделась лучше», — утверждали очевидцы.
В Лалибеле ошибка не допускалась — один лишний или слишком грубый удар по скале мог свести на нет многолетник труд сотен людей.
Мрачные могучие можжевельники да неласковые взгляды монахов охраняют вековую глушь и тишину этих мест, поразительное необыкновение одиннадцати церквей Лалибелы.
В последнее время средневековое оцепенение бывшей столицы «Слуги креста» все чаще нарушается. Лалибелой интересуются археологи и реставраторы.
Рассеивается туман таинственности, загадок и непререкаемых табу, усиленно нагнетаемый вокруг Лалибелы в течение семи с половиной веков эфиопскими церковниками, европейскими миссионерами и путешественниками, фанатиками-паломниками.
ВокругСвета