В пятницу 7 октября Жак Ширак принимал в Париже Валдаса Адамкуса, президента Литвы – небольшой страны с населением в 3,7 млн. человек. Разговор шел о будущем Европы. В мае 2004 года Литва стала членом Европейского союза. Специфика этой страны в том, что она первой из государств-членов ЕС ратифицировала Европейскую конституцию: ее парламент (Сейм) проголосовал за нее в ноябре 2004 года. Сегодня она ведет в европейском "клубе" борьбу за принятие в ЕС Украины: это нужно, считает она, для оказания поддержки белорусской демократической оппозиции, для того, как говорит Адамкус, чтобы "помочь соседним народам воспользоваться теми же свободами и возможностями, которыми пользуемся мы".
Валдас Адамкус – изящный 78-летний господин, изъясняющийся по-английски с американским акцентом. Сорок девять лет он прожил в США, куда еще молодым человеком бежал после оккупации его страны советской армией. В годы Второй мировой войны он сражался в подполье – сначала против Советов, потом против нацистов. В США он работал в автомобильной промышленности в Чикаго и в правительственном агентстве по охране окружающей среды. Долгое время он был активным членом Республиканской партии. Ставший американским гражданином, Адамкус вернулся на родину в 90-е годы. Он был избран президентом в 1998 году (этот пост он занимал до 2003 года), несколько лет проработал в ЮНЕСКО, а в июне 2004 года вновь был избран главой литовского государства.
В феврале 2003 года, когда большинство стран Восточной Европы, в том числе Литва, готовившиеся вступить в НАТО, заявили о своей поддержке американской политики в отношении Ирака, Жак Ширак раздраженно сказал: "Я думаю, они упустили прекрасную возможность промолчать", и добавил, что демарш этих стран был "инфантильным" и "не вполне воспитанным". Забыт ли теперь этот эпизод? После встречи в Елисейском дворце Адамкус, отвечая на этот вопрос в парижском отеле, сказал кратко: "Я думаю, в данном случае можно сказать, что время залечило рану".
В поддержку принятия Турции в ЕС Адамкус высказывается сухо: "Мы говорим "да", прекрасно сознавая, что это "да" станет реальностью лишь через 10, а то и 20 лет, – говорит он. – В культурном плане Украина ближе к Европе. Нужно смотреть в лицо фактам. В Турции религия – это серьезная сила, которая, хотим мы того или нет, отличается от христианства. Я с большим энтузиазмом говорю об Украине, потому что чувствую, что она ближе к Европе, чем Турция".
Духовный и физический барьер
Отношения с Россией – это деликатная тема для маленькой Литвы, у которой только что был конфликт с Кремлем из-за падения "заблудившегося" российского военного самолета, а также по поводу актов вандализма, устроенных в отношении литовского консульства в Санкт-Петербурге группами русских националистов. Адамкус думает, что лишь время позволит установиться более спокойным отношениям между двумя странами. "Молодое поколение в России восприимчиво к сотрудничеству с внешним миром, к идее открытого общества, и со временем все это придет".
Болезненные воспоминания о прошлом вновь охватили страны Балтии во время церемоний 9 мая в Москве. На этих торжествах по случаю годовщины окончания войны в Европе Россия отказалась от всякой переоценки официальной советской версии истории. Эмоции этих страны вновь оказались задеты, когда Ширак и Шредер встретились в Калининграде с российским президентом, не пригласив на эту встречу глав соседних Польши и Литвы.
Что это – душевный барьер? "Это барьер и душевный, и физический, – говорит по этому поводу Адамкус. – Пятьдесят лет мы прожили под очень тяжелой оккупацией. Все это еще очень живо, и все это сказывается на наших действиях. В силу собственного прошлого, но главное, из уважения к той цене, которую заплатили сотни тысяч погибших прибалтов, я ощущаю особую ответственность. Мы должны проявить уважение к этим жертвам. И помочь другим народам стать частью свободного мира – это очень важно".
Натали Нугайред, «Le Monde»
InoPressa.ru
InoPressa.ru