Государственный фонд, который выдает дешевые кредиты на покупку жилья, месяцами не платит молодым семьям обещанных денег.
На днях группа народных депутатов предложила провести парламентские слушания по архиважной теме – "Состояние и перспективы развития молодежного жилищного строительства в Украине". У народных избранников благая цель – проанализировать причины, мешающие молодежи получить собственное жилье. Есть и более глобальная миссия - выработать основные принципы государственной политики в этой сфере. Но достигнут ли депутатские дебаты желаемого результата или, как всегда, станут очередной бутафорией бурной деятельности законодателей? Такие опасения имеются, поскольку радости от уже работающих проектов по одарению молодняка дешевым жильем - с гулькин нос. Как оказалось, государственные программы по льготному кредитованию не только не обеспечивают крыши над головой, а наоборот - оставляют юные брачные союзы у разбитого корыта и с кипой долговых обязательств...
Молодым везде у нас тревога
Прежде чем перейти к прецеденту государственного надувательства молодежи, приведем малую толику статистики. Официально квартирные вопросы юных семьянинов решает специальная программа, утвержденная Кабмином еще три года назад. Исполняет ее Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству. В прошлом, году этот фонд ввел ноу-хау – механизм частичной компенсации процентной ставки ипотечных кредитов коммерческих банков на строительство или покупку уже построенного жилья. По задумке Кабмина, это давало возможность быстро обеспечить квартирами более 8 тысяч молодых семей, из которых около 7 тысяч – уже в 2005 году.
Виктор Степанов, 22-х летний студент из Донбасса, а по совместительству и глава семейства, решил переехать с женой-однокурсницей из арендуемой комнатушки пускай не в центр, зато в собственную квартиру. Однокомнатная "хрущевка" на окраине Донецка стоит в среднем 10 тысяч американских долларов. Естественно у пятикурсника, получающего лишь пенсию по потере кормильца в размере 350 гривен, и у его жены, подрабатывающей инженером компьютерных систем на полставки с окладом в 175 гривен, таких денег не было и в помине. Да и родители, увы, не Рокфеллеры, хотя за несколько лет работы в поте лица наскребли несколько тысяч долларов, которые и подарили детям на первоначальный взнос. И вот, с заветной суммой в кармане Виктор пришел в региональное отделение Госфонда содействия молодежному жилищному строительству. Отстояв очередь, он попал на консультацию, где ему подробно и убедительно рассказали о ходе вышеназванной программы:
• сначала нужно получить в фонде справку, что ты имеешь право участвовать в программе частичной компенсации – ты не старше 35 лет и не располагаешь квадратными метрами, превышающими положенную норму,
• затем следует выбрать жилье и банк, который работает с данной программой,
• а теперь главное - нужно убедить кредитную комиссию банка в том, что ты сможешь оплачивать кредит, и предоставить комиссии справку из фонда, что ты отвечаешь условиям программы
• после заключения кредитного договора с банком, нужно принести его копию в фонд и заключить договор, после чего тот отправляется в Киев, где должен быть одобрен.
Если повезло, и твой договор завизирован столичным фондом, можно справлять новоселье, так как теперь каждый месяц на счет в банке будет поступать компенсация за пользование кредитом. А компенсация довольно солидная – при учете 12-процентной ставки банка на ипотеку, фонд должен погашать 9%, оставляя молодой семье для оплаты лишь 3% от суммы кредита.
За месяц молодожены успешно преодолели этот тернистый путь и получили заветный кредит в размере 40.400 гривен на приобретение квартиры на вторичном рынке недвижимости. В договоре с фондом был рассчитан и размер компенсации – 18.298 гривен. То есть нашим студентам предстояло платить лишь тело кредита – 68$ плюс проценты – 80$, которые с каждым месяцем становятся меньше. В обязанности же Фонда входило погашение 9% кредита, что составляло примерно 60$ ежемесячно. Но радость счастливцев была преждевременной.
Фонд вспомнил о своих обязательствах лишь через 4 месяца после заключенная договора, и лишь неделю назад внес плату за 1-й месяц. Студентам-пятикурсникам, чтобы не потерять квартиру, пришлось подрабатывать ночами – в единственное время, свободное от учебы и написания дипломов. Обивание порогов у чиновников результата не принесло. В Фонде равнодушно говорили, что от них ничего не зависит, они, дескать, решают один-единственный вопрос – распределение денег, которые приходят из Киева. Деньги пришли – они распределили между участниками программы. На вопрос "когда же придут деньги, и почему их нет?", честно обманутых граждан посылали – в Киев. Участников программы – а их в Донецке несколько тысяч – даже не удосуживались информировать о задержке финансовых поступлений. А главбух Донецкого отделения Фонда вальяжно втолковывала: "эти деньги – подарок от государства, а подарки требовать неприлично. Не думайте, что государство обязано вам что-то, дадут деньги – хорошо, не дадут – значит, так надо".
Эта формула, как ни странно, срабатывала не единожды, и сотни обманутых семей переставали беспокоить занятых чиновников своими мелкими бедами. Тем не менее, современную молодежь надуть становится все труднее. Особенно в тех случаях, когда между сторонами спора заключен юридический договор. А именно такой договор и существует между фондом и участником программы, и в нем черным по белому написано: "в случае неперечисления по вине Фонда без уважительных причин средств частичной компенсации на счет Заемщика в коммерческом банке на протяжении больше чем одного месяца, Фонд несет ответственность согласно законодательству". Так что сейчас семья Степановых готовит исковое заявление в суд.
Деньги тем, кто дал на лапу?
Прецедент циничного нарушения государственной структурой своих обязательств для "Проекта" согласился прокомментировать член комитета Верховной Рады по вопросам молодежной политики, народный депутат Владимир Рябик:
– Это явление печальное, но, к сожалению, нередкое. Хотя скажу наверняка: если договор заключен, стало быть, есть энное количество средств, выделенных под него. Договор не был бы заключен, если бы не было ресурсов, ведь есть определенная квота людей, с которыми можно заключать договора. Тем не менее, таких случаев, к сожалению, не так мало. Причина в каждом случае специфическая, но есть проблемы и в самой системе, которая на сегодняшний день не совершенна. И это говорят сами руководители фондов – те люди, которые непосредственно реализуют эту программу.
– Как реформировать эту систему, чтобы, она хотя бы не морочила голову тем, кому уже юридически должна деньги?
– Сегодня в Украине примерно 800 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении условий жилья. Из них более 100 тысяч стоит в очереди на получение квартиры. Кредиты, которые может предоставить фонд, конечно же, капля в море. А дефицит всегда провоцирует злоупотребления. Когда нечестному чиновнику доверено право выбрать из очереди жаждущих ту или иную семью для участия в программе, он думает о собственной выгоде. Так возникают взятки. У нас стоит целый ряд вопросов, но главный – кто имеет приоритетное право на квартиру? Одинокий гражданин, молодая бездетная семья, семья с одним ребенком или многодетная семья? А ведь есть еще и спортсмены, молодые ученые! Нужно как-то выстраивать приоритеты на законодательном уровне, чего у нас нет. Государство любит похвастаться, что в Украине больше миллиона студентов, вузы переполнены, но если задуматься, чем эти студенты займутся после окончания вузов, мы увидим очень неутешительную картину. Если Украина решила интегрироваться в Европу, то мы должны принимать и европейские принципы, один из которых – кредитование через банки. А у нас хоть и существует такая практика, но реально кредиты с такими процентами в состоянии потянуть далеко не каждый. Следовательно – кредитную ставку для молодежи нужно как-то компенсировать.
– А какие еще могут быть программы обеспечения жильем, кроме кредитования?
– Раньше я защищал практику, которая начиналась еще во времена Советского Союза – молодежный жилой комплекс. Я еще в 1987 году в Севастополе занимался первым в Украине МЖК. Конечно, тогда было все проще – был Советский союз, выделяющий на МЖК необходимые деньги, было много молодых людей, жаждущих строить дома. Сейчас у нас рыночные отношения, и эти схемы уже не действуют. Молодым людям заниматься стройкой стало не по карману, они крутятся в других сферах и не такие хорошие специалисты, как профессиональные строители. Поэтому я вижу решение проблемы в создании новой специальной программы. Надо использовать положительный опыт и внести в него определенные коррективы. Раньше строили не просто дома, а молодежные жилищные комплексы, в которых была и школа, и детский сад, и магазины. это был целый микрорайон. Хороший вариант, если бы государство взяло на себя роль заказчика строительства таких комплексов, решило бы вопрос дешевого отвода земель под это строительство, провело бы тендер, чтобы подешевле это все построить, и тогда можно было бы на треть удешевить стоимость построенных квартир. Мы собираемся говорить о молодежном строительстве и своих предложениях на парламентских слушаниях 11 января 2006 года.
– Не сведутся ли они к пустой болтовне о том, что "все плохо, а хотелось бы лучше"?
– Дело в том, что у большинства людей, занимающихся этой проблематикой, нет однозначного видения ее решения. Например, взгляды руководителя Киевского регионального фонда молодежного строительства и ее коллег не совпадает с мнением руководства Фонда в целом. И регионалы просят вынести обсуждение проблем на максимально высокий уровень, что мы и сделаем на парламентских слушаниях. К тому же мы хотим представить новые варианты программы. И чтобы они были услышаны, попытаемся обеспечить присутствие Кабинета Министров, Секретариата президента. Я надеюсь, это будет серьезный разговор, в котором мы сможем определиться, куда нам двигаться дальше. Но нельзя и отбрасывать то положительное, что есть на сегодня. А это – десятилетия достаточно успешной реализации некоторых программ, значительное количество подготовленных кадров в этой области, реальные достижения.
К сожалению, всему свое время. То, что безупречно работало пять лет назад, сегодня начинает буксовать, значит, необходимо модернизировать программы. Очень плохо, когда программа начинает работать, вскрываются какие-то шероховатости и притирки, а группа консерваторов пытается их марафетить, а не устранять. Вот почему мы настроены решительно - двигать проблему в парламенте.
Прогноз в тему
Министр Украины по делам молодежи и спорта Юрий Павленко:
– Принятые поправки к госбюджету не уменьшают бюджетного финансирования госпрограммы обеспечения молодежи жильем, но основные капиталовложения на строительство пойдут со стороны инвесторов. Сейчас для того чтобы полностью решить проблему с молодежным жильем необходимо 18 миллиардов гривен. Понятно, что таких денег нет. Поэтому мы придумали ряд схем, которые должны разрешить квартирную проблему. В частности мы отработали механизм, по которому семьи, получая кредит, будут платить первоначально не 10-13% от стоимости квартиры, а только 3%. Ряд льготных условий предполагается и для детей-сирот, а также для спортсменов. Например, ребятам, получившим золото или серебро, допустим, на Олимпийских играх, сразу же будут предоставляться квартиры.
Ярослав Корец, "Проект: Украина", UABanker.net