В конце мая Электроэнергетический Совет СНГ провел заседание, на котором было принято неприятное для Украины решение: участники органа постановили, что одновременное выполнение проектов синхронизации энергосистем «СHГ–Балтия» и «Украина–Молдова» с европейским энергетическим объединением Union for the Coordination of Transmission of Electricity (UCTE) невозможно. Поставить Украину перед выбором решили 6 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Кыргызстан) из 12 (Азербайджан, Грузия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан и Украина решение не поддержали).
«Совет считает, что эти проекты являются взаимоисключающими. Технологически невозможно одновременно осуществить и большую синхронизацию (энергетических систем СHГ и стран Балтии с UCTE), и малую синхронизацию — Украину и Молдову синхронизировать с Европой. Либо то, либо другое», — процитировало президента Энергосовета СНГ Анатолия Чубайса агентство «Интерфакс». В департаменте внешних связей совета сказали, что его участники считают необходимым тщательно исследовать вопрос изоляции Украины от энергосистем стран Содружества, поскольку это чревато серьезными последствиями. В то же время в НЭК «Укрэнерго» (отечественный оператор межгосударственных и магистральных сетей электропередач) утверждают, что в случае интеграции Украины в UCTE наша страна не будет полностью изолирована от энергосистем России и Беларуси. Энергосистемы России и Украины уже работали несинхронно в середине 90-х — тогда между собой сообщались лишь части энергетических систем стран.
Конечная цель обеих проектов, в которых принимает участие наша страна, одна — интеграция в европейский энергосоюз. Параллельная работа с европейцами создаст технические условия для увеличения объемов экспортных поставок, а также повысит надежность снабжения электроэнергией отечественных потребителей. Проект под эгидой энергосовета СНГ направлен на подготовку технико-экономического обоснования возможности объединения энергосистем СНГ и Балтии с UCTE. Этот документ предполагается явить свету в первом квартале 2008 г. Завершив исследовательские работы, участники совета смогут определить, возможно ли такое объединение и на каких условиях. После чего каждая из стран-участниц будет принимать индивидуальное решение о практической реализации проекта.
В свою очередь, работа над проектом по синхронизации украинской ЕЭС с европейской в индивидуальном порядке, помимо исследовательских мероприятий, подразумевает практическое решение задач по интеграции уже в ближайшее время. Отечественное Минтопэнерго рассчитывает, что наши электросети смогут работать в параллельном режиме с европейскими уже до 2010 г. Слияние же СНГ с UCTE может произойти значительно позже.
Свою позицию энергетики мотивируют тем, что ни один из участников электросовета не брал на себя инвестиционных обязательств, необходимых для выполнения задач по объединению. Это увеличивает вероятность отказа какой-нибудь из стран (например из-за отсутствия необходимой суммы денег) выполнить требования, и на урегулирование только этих задач у СНГ может уйти много времени. Кроме того, на сроки слияния электросетей Содружества с европейскими может повлиять значительно больший объем необходимых работ (масштабность электроэнергетической системы СНГ в десятки раз превышает украинские).
«Вступив в Энергосовет СНГ, Украина приняла на себя обязательства по участию в этом проекте, но еще в 2003 г. мы заявляли, что будем разрабатывать свой проект, и в «большой» программе останемся до тех пор, пока она не противоречит нашим целям, — сообщили в НЭК «Укрэнерго». — Украина занялась вопросами интеграции в UCTE еще с 1996 г. по «островному принципу», а уже в 2002 г. «Бурштынский остров» (Бурштынская ТЭС с электросетями Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей) работает в параллельном режиме с Европой. Мы уже тогда пытались инициировать процедуру синхронного объединения всей отечественной энергосистемы и на сегодняшний день существенно преуспели на этом направлении: до сентября 2006 г. будет сформирован состав технического комитета UCTE–Украина, который займется изучением соответствия местной энергосистемы техническим стандартам UCTE».
Впрочем, на сегодняшний день совет СНГ не очень отстает от украинских энергетических спринтеров. По данным источника, рабочие группы стран СHГ, Балтии и ЕС планируют получить предварительные выводы о возможности синхронизации энергосистем уже до конца этого года и сразу приступить к экономическим подсчетам, а также разработке межгосударственных актов для распределения ответственности каждого участника в условиях параллельной работы с Европой.
Учитывая, что РФ (наравне с большинством других участников Энергосовета СНГ) не имеет общих границ со странами UCTE группы CENTREL (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), за исключением Калининградской области, взаимодействие России с CENTREL возможно только через страны Балтии, Беларусь и Украину. И если предположить, что нашему государству удастся войти в состав объединенной энергетической системы Европы быстрее, выгода россиян кажется очевидной: РФ сможет работать с UCTE по «островному принципу» сообщения с украинскими сетями без привлечения миллиардных инвестиций, необходимых в проекте СHГ–Балтия–UCTE. Такой расклад наталкивает на предположение, что предложенное ультимативное решение имеет ярко выраженный политический подтекст.
Сроки, в которые официальный Киев должен сделать свой выбор и заявить о принятом решении, не оговорены участниками Энергосовета Содружества, но известно, что Украина должна сообщить о своей позиции максимум до конца августа. После этого Исполнительный комитет ознакомит участников Энергетического Совета с решением Украины, и в том случае, если наша страна останется на прежних позициях, они могут инициировать ее выход из этого органа.
Инф. Деловая столица