Прогресс в технологиях обнаружения координат сотовых телефонов сделал возможным не только отслеживать движение грузов, но и получать информацию о том, где в данный момент находится тот или иной человек. Британские компании используют технологии и для первого, и для второго. Последнее вызывает опасения, поскольку граничит с вторжением в частную жизнь.
В благих целях технологию можно использовать для сбора сотрудников в экстренных случаях, а в интересах работодателя — обнаружить работника, который говорит, что застрял в пробке, в каком-нибудь баре.
Группа защиты гражданских прав Liberty считает, что новые технологии вызывают опасения. Директор по операциям компании Followus ("следуй за нами") Кевин Браун (Kevin Brown), поставляющей сервис слежения, говорит, что функцию нельзя использовать против воли объекта наблюдения. Этому препятствуют строгие правила регулирования таких услуг. Например, обязательное предварительное согласие абонента и обязанность периодически отправлять на телефон предупреждение о том, что его местонахождение отслеживается. Предупреждения отправляются на все телефоны, подключенные к системе, в случайном порядке, сообщает сайт CNews.
Всё, что нужно для слежения за абонентом, — компьютер и доступ в Интернет. После активации функции слежения телефон превращается в радиомаяк и отображается на электронной карте на странице веб-сайта провайдера услуги.
В 2003 году, когда сервис только появился, многие заинтересовались им с целью бытового шпионажа, но вскоре были разочарованы. Даже если позаимствовать телефон и дать согласие от имени абонента, на аппарат будут периодически приходить оповещения о подключении к системе, сказал Браун.
Что касается руководства компаний, то оно, по словам Брауна, все чаще интересуется безопасностью своих сотрудников. "Некоторые компании хотят следить за своим персоналом. Некоторые считают своим долгом знать, где находятся сотрудники в экстренных случаях". Followus открылась в 2003 году, и за это время на сервис подписались 50 тысяч человек. Каждый месяц клиентская база растет на 5 тысяч.
Качество определения координат зависит от местности — в центральной части города точность может составлять примерно 100 метров, а в сельских районах — до нескольких километров. Самая распространенная клиентура — компании доставки и перевозки грузов, но среди пользователей есть фирмы, в штате которых состоят торговые агенты.
Другая компания, Verilocation, обслуживает 60 тысяч клиентов. По словам ее представителя Эндрю Овертона (Andrew Overton), это в основном компании малого бизнеса, которые хотят знать, где находятся их сотрудники — по соображениям безопасности или с целью оптимизации обслуживания вызовов. Овертон говорит, что озабоченность безопасностью выросла после террористической атаки в Лондоне 7 июля.
Правозащитная группа Liberty не столь оптимистична. Использование технологии слежения, по мнению представительницы Джен Корлев (Jen Corlew), ставит сотрудника и работодателя в неравное положение. "Существуют опасения, что персонал вынуждают давать согласие на слежение. Технология сама по себе нейтральна, проблема в том, как ее использовать". По ее мнению, слежение еще вызывает опасения потому, что появление этой услуги было вызвано потребностями компаний, а не частных лиц.
Эксперт по логистике Ричард Вайлдинг (Richard Wilding) считает, что технология позволяет экономить средства сервисным компаниям, выезжающим на вызовы. По его мнению, компании, использующие слежение, более эффективны на рынке обслуживания. Предоставляя заказчику возможность отслеживать движение работника сервиса, компании создают дополнительное звено доверия, что очень важно, говорит Вайлдинг. Прозрачность создает доверие, что, в свою очередь, снижает расходы.
Помимо систем слежения за сотовыми телефонами, существуют системы на основе GPS, использующие спутники, однако они более громоздки и стоят дороже.
Инф.«Деловая неделя»