«Во-первых, необходимо пересмотреть государственный бюджет».
Вопрос: Олег Леонидович, в Украине сформировано новое конституционное парламентское большинство, Верховная Рада приняла постановление о самоустранении президента, идет активная люстрация всей вертикали исполнительной власти и создание нового Кабинета Министров, назначены сроки проведения досрочных президентских выборов. На фоне всего этого, какие нужно принять политические решения, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
Ответ: Мое понимание ситуации состоит в том, что экономика уже близка к хаосу. Я считаю, что есть несколько ключевых моментов, которые надо сделать просто моментально. Во-первых, необходимо пересмотреть государственный бюджет. Очевидно, что все макроэкономические параметры, которые заложены в нем, требуют не просто корректировки, а реального пересмотра. Это касается всего — и экономического роста, и установленного дефицита, и расходной части.
Также надо помнить, что существуют риски пересмотра цены российского газа и введения тарифных ограничений со стороны России по отношению к украинским экспортерам. Если мы хотим сотрудничать с Международным Валютным Фондом (МВФ), Европейским Союзом (ЕС) и другими международными финансовыми институциями, то в нашем бюджете должны быть учтены и зафиксированы все риски, которые могут случиться на пути развития. Известно, что уровень дефицита бюджета будет выше, чем тот, что прописан в генеральной смете, и подобные цифры просто препятствуют полноценной коммуникации между Украиной и членами международного финансового сообщества.
В связи с этим возникает вопрос: кто из нынешних политических лидеров возьмет на себя ответственность за ввод непопулярных мер, так как известно, что в случае получения от МВФ финансовой помощи, Украине придется «потуже затянуть пояс» и пойти на увеличение тарифов на газ, пересматривать пенсионную систему и сокращать расходную часть. Что касается внутреннего финансового сектора, то тут также надо будет предпринимать непопулярные механизмы. Прежде всего, надо будет сбалансировать ситуацию на валютном рынке, который сильно «раскачан» в силу системных экономических проблемы и паники среди населения.
Следующее направление, которым необходимо безотлагательно заняться, — это рынок внешних заимствований. Нужно отметить, что Украина всегда имела проблемы с финансовой устойчивостью. Если долгосрочные долговые обязательства Украины сейчас не вызывают прямых опасений, то проблему существующего дефицита краткосрочной ликвидности нужно решать уже сегодня. Вы знаете, что Украина должна выплатить 8 млрд долларов в текущем году для обеспечения наших внешних государственных обязательств, и я промолчу про внутренние обязательства. Кроме того, необходимо выплачивать проценты по ранее размещенным евробондам.
Вопрос: Что нужно сделать?
Ответ: В этой ситуации, я считаю, Украине нужно подать заявку на возобновление сотрудничества с МВФ. Также нужно активизировать диалог с ЕС по вопросу предоставления финансовой помощи Украине. Необходимо разблокировать программу взаимодействия с Мировым Банком (программы МБ всегда идут в привязке с программами МВФ). Я также бы предложил подать заявку на сотрудничество с Министерством финансов США (есть почва для договора о прямом кредите). Это нормальная практика. Например, Мексика во время кризиса получила поддержку от МВФ, которая шла совместно с поддержкой Министерства финансов. Помимо всего, я бы не сбрасывал со счетов Россию, и в целом я не исключаю возможности создания международного донора для Украины в лице МВФ, ЕС, США и России.
«Страны-доноры не будет оплачивать ничью избирательную кампанию»
Вопрос: Как Вы считаете, какой будет будущий Кабинет Министров Украины? Он будет многопартийно-технический или политический?
Ответ: Я думаю, что правительство будет техническим (и оно должно быть техническим), так как вряд ли политики, которые видят свое политическое будущее, согласятся пойти работать в правительство, которое рано или поздно провозгласит массу непопулярных мер. Но я понимаю, что создать технические правительство в силу существующей политической обстановки будет нелегко.
Вопрос: Если Украина получит «быстрые» внешние деньги, то есть ли угроза, что они пойдут на предвыборную гонку и популистские инициативы, направленные на получение электоральных очков.
Ответ: Нет, это просто невозможно. Страны-доноры или международные финансовые институции, о которых я говорил ранее, не будет оплачивать ничью избирательную кампанию. Эти деньги не пойдут на компенсацию потерянных депозитов Сбербанка СССР, эти деньги не пойдут на увеличение пенсий. Данные средства будут даваться под определенные условия, и основные из них — это снижение дефицита государственного дефицита, переход на гибкий курс (который де-факто состоялся) и установка прозрачности в сфере государственных закупок.
Также надо будет интенсифицировать антикоррупционную деятельность, усовершенствовать судебную систему (защита прав собственности), снижение административного давления на бизнес. Заимодавец не позволит использовать эти деньги для поддержания курса гривны на том уровне, который видится НБУ (так можно сжечь все средства). Мы должны быть готовы к тому, что процесс будет достаточно жестким. Например, Греция, имея колоссальный дефицит бюджета (он, кстати сказать, был выше, чем в Украине), на протяжении нескольких лет проводила политику сокращения окладного фонда, закрывала школы и больницы, увеличивала пенсионный возраст, вводила мораторий на количество госчиновников и уменьшала персонал бюджетного сектора.
Вопрос: После столь мощной политической турбулентности ждет ли Украину инфляция? И если да, то, что нам нужно сделать, чтоб минимизировать ее?
Ответ: Она точно будет, если политики решат, что Украине не нужно внешнее финансирование. В таком случае единственным способом фондирования бюджетного дефицита станет монетизация, то есть дополнительное печатание денежной массы. И это, конечно, крайне опасно.
Вопрос: Потому что этот процесс будет сложно контролировать?
Ответ: Его можно контролировать только на самом начальном этапе, но потом начинается инфляционная спираль, выход из которой очень сложный. Это означает, что будут сокращаться реальные доходы населения и расти социальная напряженность в обществе. Рост инфляции будет способствовать снижению перспективы экономического роста. Это мы проходили в средине 90-х, когда бюджетный дефицит составлял 30%, и была гиперинфляция.
«С начала 2014 года развивающиеся экономики испытывают колоссальную потребность во внешнем финансировании»
Вопрос: Если политическая ситуация не будет больше обостряться, если мы получим гарантии от международных финансовых институций и если будет возобновлена нормальная работа правительства, то курс доллара может вернуться к отметке 8,1?
Ответ: Я скажу так: любая открытая малая экономика (к которой относится и Украина), страдающая от фактического оттока валюты, имеет ослабленную национальную денежную единицу. Если есть приток валюты, то денежная единица укрепляется. В последнее время большинство стран с развивающейся экономикой с начала 2014 года испытывают колоссальную потребность во внешнем финансировании. Денежные единицы этих стран девальвировали, объем ценных бумаг, которые правительства этих стран размещали на внешних рынках заимствования, находится на отметке 30 млрд долларов. В связи с этим все эти денежные единицы находятся под девальвационным давлением. Если в скором будущем возобновится спрос на ценные бумаги развивающихся экономик, то их национальная валюта будет укрепляться. Но я не вижу такой перспективы в обозримом будущем.
Вопрос: Это тенденция коснется сфер приватизации, экспорта и инвестиций?
Ответ: В Украине всегда было сложно проводить приватизацию. В период политической турбулентности я слабо себе представляю, как ее можно провести.
Вопрос: На базе НАН Украины будет создан Центр мировой экономики и международных отношений, который Вы должны возглавить. Расскажите, кто выступил инициатором создания центра.
Ответ: Центр создается по решению Президиума НАН. Члены президиума сошлись во мнении, что в Украине ранее не существовала реальная база, которая могла бы быстро реагировать на изменения в мировых трендах и полноценно консультировать руководство страны, учитывая контекст глобальной экономики. Почему при Национальной Академии Наук? Потому что это единственная нейтральная площадка, которая есть в Украине. Центр не будет примыкать ни к одной секции академии и будет подчиняться непосредственно президиуму.
Вопрос: Вы можете озвучить первоочередные задачи, которые будет решать Центр?
Ответ: Самая основная задача, которую мы будем сейчас решать — это разработка путей выхода из кризиса и немедленные действия, которые должна принять украинская власть для того, чтобы не дать Украине опуститься в пучину абсолютного экономического хаоса.
Вопрос: Будет ли Центр участвовать в создании законодательных инициатив?
Ответ: Нет, мы не видим такой задачи для себя. Мы будем формировать мировоззрение и правильно объяснить ситуацию. Повторюсь: наша задача — это квалифицированное объяснение и мониторинг процессов, происходящих в мировой экономике. Эта практика поможет выстраивать правильную внутреннюю экономическую стратегию.
Inpress.ua