Уже давно на повестку дня пользователями мобильной связи поставлен вопрос о законности взимания ведущими операторами платы за соединение. Вопрос этот актуален и воспринимается близко к сердцу почти каждым абонентом двух мобильных гигантов «Киевстар» и UMC. Ведь именно эти две крупные компании, которые контролируют более 97% рынка мобильной связи, берут деньги за соединение. Плата за соединение для пользователей услуги предоплаченной связи SIM-SIM компании UМС, а также виртуального оператора «Джинс» составляет 27 копеек, в тарифных пакетах оператора для корпоративных и контрактных пользователей плата за соединение в рамках пакетных минут отсутствует, при разговорах абонентов свыше пакетных минут она также составляет 27 копеек.
Компания «Киевстар GSM» начисляет плату за соединение для всех контрактных и корпоративных абонентов в соответствии с их тарифными планами — от 10 до 27 копеек, для абонентов ACE&BASE и DJUICE она составляет 27 копеек. Недавно плату за соединение начала взимать также компания «Голден Телеком», она составляет 6 коп. за звонки их абонентов на сеть «Астелит». При звонках абонентов на сети других операторов эта плата отсутствует.
Сегодняшняя плата за соединение появилась после того, как парламент в сентябре 2003 г. внес изменения в Закон «О связи», отменив, таким образом, плату за входящие звонки. Тогда компании подняли плату за соединение (при исходящих звонках) с 0,3 до 0,5 цента. Постепенно страсти вокруг этого вида платы накалялись и в октябре 2005 г. достигли своего пика. 28 октября Антимонопольный комитет рекомендовал UMC и «Киевстар» отменить плату за соединение. На решение этого вопроса компаниям дали месяц. За этот срок они должны обосновать необходимость сохранения платы. Если же по истечении месяца операторы не предоставят необходимых аргументов, Антимонопольный комитет сочтет это умышленным непредоставлением информации и возбудит уголовное дело по соответствующему факту. Позже срок отчетности был перенесен на начало декабря. Позиция комитета представляется довольно ясной. Он считает, что установление платы за соединение двумя ведущими компаниями не характерно в условиях существования серьезной конкуренции на рынке. То, что другие компании, работающие на рынке мобильной связи, не установили плату за соединение, свидетельствует о том, что для небольших компаний отсутствие такой платы является существенным фактором обеспечения спроса на свои услуги и укрепления своих позиций на рынке в условиях конкурентной борьбы с мощными операторами.
Алексей Костусев, председатель Антимонопольного комитета Украины, высказал точку зрения о том, что плата за соединение есть ни что иное, как проявление компаниями-гигантами определенной рыночной власти, которая ставит новичков сферы телекоммуникаций в неравные условия работы на рынке. Ведь фактически из 23 млн. пользователей мобильной связью у обеих компаний приблизительно 90% являются припейд-клиентами, оплачивающими услуги по соединению. Правда, в позиции комитета существует уязвимое место, ведь в 2004 г. при расследовании деятельности UMC и «Киевстар» он не нашел весомых доказательств того, что эти две компании являются монополистами. Таким образом, согласно закону «О телекоммуникациях» тарифы мобильной связи не относятся к общедоступным и не подлежат регуляции со стороны Антимонопольного комитета.
В последние месяцы представители компаний-лидеров активизировали свою деятельность в стремлении доказать общественности обоснованность взимания платы за соединение. Еще в мае директор по маркетингу и продажам UMC Богдан Купич доказывал, что плата за соединение позволяет компании всего лишь обеспечить минимальный уровень рентабельности после перехода на посекундную тарификацию. Заместитель директора по маркетингу компании UMC Виталий Ворожбит акцентировал внимание на том, что плата за соединение является объективно обусловленной тем, что во время соединения абонента задействуется ряд технических ресурсов сети. Отсутствие аналогичной платы в сетях «Укртелекома», он объясняет тем, что стоимость данной услуги уже включена в стоимость установки телефона и в абонплату.
В то же время руководство компании заявляет, что не видит смысла в обосновании взимания платы за соединение, ведь она не рассматривает эту плату как отдельный тариф, а считает ее частью тарифного плана. «Не видим необходимости обосновывать 27 копеек как отдельный тариф, это часть тарифной сетки... Мы работаем в разных тарифных сетках — какую именно мы должны обосновать?» — высказал свое удивление директор по маркетингу UMC Василий Лацанич. Тут же он привел довольно красочное сравнение: «Покупая автомобиль, вы покупаете двигатель, на котором автомобиль едет и стартер, который заводит этот двигатель. Стартером вы пользуетесь только в течение первых 2-4 секунд (если двигатель исправный, конечно). После чего вы им не пользуетесь, но при покупке за него платите. Это то, без чего автомобиль не заведется и не поедет. На мой взгляд, очень похожая ситуация и с платой за соединение». И вообще, в компании уверены, что для абонента важно не наличие или отсутствие платы за соединение, а общая стоимость минуты связи. А этот показатель имеет тенденцию к снижению.
Не менее убедительными были представители компании «Киевстар». Начальник сектора по связям со СМИ компании Виктор Гоцуленко провозгласил плату за соединение своеобразным предохранителем от бесплатных кратковременных звонков. «При украинском уровне доходов, люди вынуждены считать деньги, и многие абоненты созваниваются буквально на несколько секунд, чтобы очень коротко передать информацию. Но маршрутизация и установление звонка с технологической точки зрения — процесс более сложный и комплексный, чем собственно голосовой разговор или передача данных. Когда число сверхкоротких разговоров превышает некую критическую величину, они начинают создавать серьезные проблемы с дозвоном для других абонентов, которым связь действительно нужна для полноценного общения. Поэтому главная функция платы за соединение — это создание наиболее оптимальных условий для общения преимущественного числа абонентов, предупреждение перегрузок сети, каналов связи и других технических средств»,— пояснил он. Возможно, в процессе развития рынка необходимость в такой плате отпадет сама собой, но сейчас без нее никак нельзя обойтись.
Начальник отдела корпоративных абонентов компании «Киевстар» Святослав Синюта обратил внимание на то, что компания рассматривает плату за соединение как отдельную услугу. «Рассматривая звонок с технической точки зрения, можно выделить два основных этапа: первое — это установление соединения, второе — поддержка соединения на качественно высоком уровне благодаря другим составляющим коммуникационной системы компании». Он также высказал мнение, что на самом деле плата за соединение существует у всех операторов, просто у некоторых она на нулевом уровне. Поэтому у большинства абонентов и создается иллюзия того, что эта плата заложена в тарифных планах только двух операторов.
Противники платы за соединение не считают аргументы ведущих операторов убедительными. Представитель правозащитной организации по правам потребителей Алексей Святогор отмечает, что взимание платы за соединение можно сравнить с оплатой входа покупателей в магазин. Сам момент соединения и его технические аспекты не должны интересовать потребителя, ведь затраты на этот процесс входят в единую и неделимую стоимость. Операторы, таким образом, заставляют абонентов платить дважды. С таким же успехом можно было бы брать плату за прекращение соединения. Ведущие специалисты в отрасли защиты прав потребителей считают, что операторы мобильной связи совершают ряд уголовно наказуемых преступлений. В частности, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Украины: ст. 225 (обман покупателей и заказчиков), ст. 228 (Сговор об изменении либо фиксировании цен, либо понуждение их к изменению либо фиксированию), ст. 230 (Нарушение антимонопольного законодательства), и ст. 19 (Мошенничество). Правда, правоохранительные органы пока что это мнение не разделяют. Многие эксперты обращают внимание на то, что при сегодняшнем количестве абонентов (около 23 млн.) UMC и «Киевстар» собирают на плате за соединение до 325 млн. грн. в месяц, что составляет до 25% их дохода. Их крепкая привязанность к плате за соединение, таким образом, ставит под сомнение заявления об отсутствии сверхприбылей. Также не выдерживает критики аргумент «Киевстара» о возможных перегрузках сети.
Председатель правления спутникового оператора «Thuraya Ukraine» Юрий Безбородов, например, считает, что если абоненты бесплатно и много говорят по 3 секунды, то у операторов есть возможность ограничить это время всего до 1 секунды. «Технически сейчас эти вопросы вполне решаемы»,— убежден эксперт. Таким образом, абонентам не остается ничего другого как расценивать взимание платы за соединение, дополнительно к услуге предоставления самой услуги связи, как циничное и почти ничем не прикрытое «надувательство».
Главный вопрос, который у всех на устах — будет ли сохранена плата за соединение в будущем и какие последствия вызовет ее отмена? Антимонопольный комитет рассматривает два варианта развития событий, оба в принципе оптимистические — либо компании могут полностью отменить плату за соединение и более 350 млн. грн. останется в карманах граждан, либо же операторы представят свое видение ситуации и предложат компромиссное решение, например, поэтапную отмену платы. Но многие эксперты убеждены, что на данном этапе мобильные компании вряд ли прислушаются к рекомендациям комитета. Для отмены платы за соединение должно пройти какое-то время, в течение которого этот вопрос будет активно дискутироваться, как это было с отменой платы за входящие звонки. Тем более, что аргументы комитета на самом деле несколько сомнительны, а реальных методов воздействия на мобильных операторов у него также нет.
Сами же операторы дают очень мрачные прогнозы на случай отмены платы за соединение. Прогнозируют замедление темпов роста рынка мобильной связи и снижение уровня установления соединений и перегрузки сети. Ведь если вследствие отмены платы за соединение упадет рентабельность компании, оператор вынужден будем уменьшить сумму инвестиций в рынок, что повлечет негативные последствия для его развития и для абонентов. Хотя конкретных цифр никто не называет и это позволяет предполагать, что пессимизм операторов несколько надуман. Ведь подобные предположения уже звучали во время отмены платы за входящие звонки, но после этого никакой катастрофы не произошло. Вряд ли она произойдет и теперь. В одном можно быть уверенным точно — ведущие операторы опять попытаются компенсировать снижение прибыли путем повышения тарифов.
Владимир Володько,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)