• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Как житель города Сумы превратился из офицера в священнослужителя
    Опубликовано: 2013-02-23 02:10:28

    Интересно задуматься над тем, как образ, некоторое время пребывавший на периферии сознания, вдруг обретает полную силу и блеск и занимает место в самом его центре. Несколько лет назад, узнав о том, что мой земляк, Александр Ксаверьевич Булатович, совершил несколько путешествий по Эфиопии, что он исследовал те ее районы, где не побывал еще ни один европеец, я заинтересовался его биографией, но силы моего интереса не хватило для того, чтобы заняться этой темой более подробно.

     


    Но со временем я стал узнавать все больше интересного. Оказывается, Булатович стал прототипом героя рассказа о гусаре-схимнике в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова. А Николай Гумилев, путешествуя по Эфиопии, прошел по маршруту, первооткрывателем которого был Булатович. Жизнь Александра Ксаверьевича можно разделить на два периода. В первый период он – офицер русской армии, исследователь новых земель. Во второй – иеромонах Антоний Булатович. Именно в этот, второй, период, Булатович становится одним из лидеров имяславия, которое оставило заметный след в русской культуре двадцатого века. Такие известные русские философы, как П. Флоренский, С. Булгаков, А. Лосев, принадлежали или были близки к этому течению православной мысли.

     

    Александр Булатович родился 26 сентября (8 октября) 1870 года в городе Орел. Первые годы жизни Александра прошли в имении Луциковка Лебединского уезда Харьковской губернии. Затем он учился в Александровском лицее в Санкт-Петербурге. В 1891 году поступил на военную службу.

     

    Как офицер русской армии, Булатович совершил несколько путешествий в Эфиопию. Уже в первую свою поездку он проявил себя как отважный путешественник. Чтобы известить Эфиопские власти о прибытии отряда российского Красного Креста, он совершает – с двумя спутниками и лишь небольшим количеством воды – переход на верблюдах из Джибути в Харари, пройдя более 350 верст за 3 суток и 18 часов. Булатович сумел завоевать доверие эфиопского императора Менелика II, а в 1897 – 1899 годы стал его военным советником в войне Эфиопии с Италией и южными племенами.

    В Эфиопии Булатович совершил ряд географических открытий, за которые был награжден серебряной медалью Русского географического общества. В частности, он был первый европеец, пришедший Каффу из конца в конец. Вместе с армией Менелика II принимал участие в военном походе к озеру Рудольф на юге Эфиопии, во время которого также вел съемку местности.

    Этот поход в некотором смысле был подобен плаванию Колумба. Никто кроме Булатовича и еще одного человека не знал о том, что на юге действительно есть озеро. Вот что писал об этом сам Булатович:

    "Тихо, невесело было на нашем биваке. Не слышалось ни песен, ни острот и прибуаток, на которые такие охотники абиссинские солдаты. Среди них ходили фантастические слухи толки; во всех своих бедах они обвиняли, конечно, иностранца – меня.
    Куда мы идем? – спрашивали они. – Этот фрэндж всех нас погубить хочет! Ведь ему самому нипочем, он заколдован, он может не есть, не пить, не устает!

    Злоба на меня росла, и начала достигать таких размеров, что некоторые из моих друзей сочли долгом предупредить меня, чтобы я остерегался….

    ….Предстоял длинный переход по каменистому плато напрямик к озеру. Во всем многотысячном войске лишь один человек знал о существовании большого озера впереди…"

    Цитата по книге: Леонид Круглов. Путешествие по следам А. Булатовича.

    В 1900 году Булатович принимал участие в военных действиях на Дальнем Востоке.

    А потом происходит резкая перемена в жизни Александра Ксаверьевича. После разговора с Иоанном Кронштадтским он ушел в отставку и стал монахом русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон. Он принял постриг как отец Антоний. Но и здесь его беспокойная натура проявляет себя в полной мере. Он еще раз отправляется в Эфиопию, где пытается основать русский православный монастырь. А в 1912 году оказывается в центре богословских споров, связанных с имяславием.

    Имяславие – движение в Русской православной церкви, в основе которого лежит утверждение о том, что имя Божие есть Сам Бог. Начало движению имяславия положила книга схимонаха Иллариона "На горах Кавказа". Среди монахов русских монастырей на Афоне были как сторонники, так и противники имяславия. Булатович написал несколько книг и статей в защиту имяславия. В 1913 году на заседании российского Святейшего Синода было принято постановление, осуждающее имяславие. Сторонники имяславия были изгнаны с Афона.

    Антоний Булатович был сослан в родовое имение в Луциковку, где находился под надзором полиции. Помещичий дом был разрушен в 1905 году во время крестьяских беспорядков, и Булатович жил в специально для него построенной келье. Поначалу опальным священникам было запрещено служить службу в церкви. Но потом в этом отношении было сделано послабление. И когда началась Первая мировая война, Булатович добивается, чтобы его взяли в армию – теперь уже в качестве армейского священника….

    Булатович был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года на пороге своей кельи в Луциковке.

    Таков жизненный путь человека, который оставил след не только на карте, но и в культуре. Выше я уже писал о том, что имяславие оказало большое влияние на русскую философию. П. Флоренский писал о имяславии как о "философской предпосылке".

    В городе Сумы есть клуб имени А. К. Булатовича, созданный группой исследователей-энтузиастов, находящихся под обаянием этой неординарной личности. Благодаря их усилиям, в частности, в городе была установлена мемориальная доска

     

    Инф.bulatovichclub.org



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.