Так уж сложилось, что Одесса создавалась гением лучших представителей Европы, а их деяния успешно продолжил М.С. Воронцов (кстати - свой, вроде бы, русский, но точно так же партийными бонзами презираемый). Приведу только один пример: в путеводителе «Улицы рассказывают» (Одесса, 1973 год) имя главного основателя Города де Рибаса впервые встречается… на 109-й странице, и посвящено ему неполных пять строк…
Потом, в конце 1980-х, пришла долгожданная гласность, новое поколение одесситов начало постепенно получать достоверную информацию об «отцах-основателях», а вскоре появились и первые правдивые книги о них. Долгожданная правда была порой ужасающей.
Оказалось, что могилы великих одесситов, пожелавших быть похороненными здесь, в городе, который они считали приобретенной родиной, в годы советского лихолетья подверглись варварскому разорению.
Оказалось, что останки А.Ф. Ланжерона, скончавшегося в 1831 году в Санкт-Петербурге, согласно завещанию покойного и во исполнение воли оставшихся в Одессе родственников, с почестями перевезли в Одессу и захоронили в стенах римско-католической Во имя Успения Богоматери церкви, которая через сотню лет была осквернена превращением ее в спортивный зал, а на останках, перевезенных из С.-Петербурга, долгие годы играли в баскетбол и другие, не менее захватывающие, спортивные игры.
Оказалось, что останки славной четы Воронцовых были не «похоронены в Одессе на Слободском кладбище», как сказано в другом лже-путеводителе, а выброшены из Спасо-Преображенского собора перед его варварским уничтожением в 1936 году и впоследствии закопаны на окраинном Слободском кладбище…
Как же много оказалось таких «оказалось»! И, справедливости ради, здесь следует отметить, что некоторым выдающимся нашим предкам в этом смысле «повезло», выражаясь фигурально, значительно больше. Так, прах первого одесского градоначальника А.-Э. де Ришелье вот уже 189 лет покоится в родовой усыпальнице в Париже на территории Сорбонского университета. Останки единомышленника И.М. де Рибаса, автора плана строительства Одессы «инженер-генерала» Ф.П. де Волана покоится на Волковском лютеранском кладбище С.-Петербурга… К сожалению, упоминая могилу де Рибаса на Смоленском лютеранском кладбище того же Питера, слово «покоится» употребить не могу: двадцать два года назад она подверглась уничтожению. Единственное утешение - произошла эта «неприятность» не на почве ксенофобии, причина гораздо прозаичнее: местные маргиналы, которых, судя по всему, ввела в заблуждение формулировка «похоронить при всех наградах», рассчитывали хорошо поживиться в захоронении орденоносного де Рибаса. Но весь сыр-бор вокруг праха главного основателя Одессы начался несколькими годами раньше…
Источник http://odessa-life.od.ua