• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Секреты одного из выдающихся памятников Киевской Руси в Чернигове
    Опубликовано: 2013-02-05 05:20:08

    «Тогда напускал он (Боян — В.Т.) десять соколов на стадо лебедей,
    И какую лебедь настигал сокол — та первой и пела песнь
    Старому Ярославу, храброму Мстиславу,
    что зарезал Редедю пред полками касожскими».
    «Слово о полку Игореве». Перевод на современный русский язык.

     

    В Чернигове находится один из выдающихся памятников Киевской Руси — Спасо-Преображенский собор. Он является самым давним среди пяти черниговских храмов, сохранившихся в городе со времён Черниговского княжества. Да, пожалуй, древнее его нет и на всём постсоветском пространстве.

     

    В «Повести временных лет» он упоминается в связи со смертью его основателя первого достоверно известного черниговского князя Мстислава (983-1036), известного также как князь Тмутараканский (Удалой, Храбрый). Его похоронили в ещё недостроенном соборе, стены которого уже были выгнаны на высоту всадника, привставшего в стременах на лошади с поднятой рукой.

     

    В крещении Мстислава назвали Константином, и был он третьим сыном Владимира I, Крестителя Руси. В Любецком синодике, где поминаются все черниговские князья, мать Мстислава названа Анастасией. Однако В.Н. Татищев, опираясь на недошедшую к нашему времени Иоакимову летопись, называет её Аделью. А вот «Повесть временных лет» не называет её по имени, но говорит, что она была чешкой. Ещё малолетним Мстислав получил от отца в удел далёкое Тмутараканское княжество, находящееся на побережье двух морей, Чёрного (Русского) и Азовского. Географически это соответствует современному Таманскому полуострову Краснодарского края Российской Федерации.

     

    А когда Мстислав возмужал, снискал славу удалого, храброго воина. Грозы горцев, тревоживших его тмутараканские владения. О ратных подвигах молодого русского князя складывались легенды. Он разбил причерноморских хазар (1016) и присоединил их владения к своему княжеству, а хазарские воины влились в его дружину. Удачно воевал против алан (древнерусские летописи именуют их «ясами»), предков современных осетин. О единоборстве князя Мстислава с касожским великаном Редедей сложили на Руси былину, вспоминается она в зачине «Слова о полку Игореве». Земли касогов (от них ведут свою родословную нынешние кабардинцы, черкесы, убыхи, адыгейцы и шапсуги) находились по соседству с Тмутараканским княжеством.

    Ранние века русской истории дышали рыцарским духом. Когда дружины русичей и касогов сошлись для брани (1022), касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок, чтобы ценой малой крови решить исход битвы. Условия поединка были жёстки и лаконичны: победителю достанется княжество поверженного, его семья и дружина. Князь Мстислав был физически силен, искусен в борьбе, а потому, не колеблясь, принял вызов.

     

    Подбадриваемые криками своих воинов, боролись они долго, но вот Мстислав стал изнемогать. Очень уж силен оказался Редедя. И тогда взмолился князь Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал построить ей храм в столице своего удельного княжества — Тмутаракани. И вот, изловчившись, Мстислав бросил Редедю наземь и, выхватив засапожный нож, зарезал. Сталось по древнему воинскому обычаю: «Со щитом или на щите». «Со щитом» оказался князь Мстислав, «на щите» унесли Редедю. Так в богатырском поединке русского витязя Мстислава с касожским исполином Редедей решилась судьба касожского княжества. А касожские воины, как прежде хазары, влились в русскую дружину князя.

    Легенда гласит, чтобы унять боль касогов от поражения, Мстислав обручил свою дочь Татьяну с Романом, сыном Редеди. Уже в Московской Руси некоторые боярские роды выводили своё генеалогическое древо от них, считали себя Рюриковичами (по князю Мстиславу).

    Тмутаракань основали греки ещё в VI ст. до Рождества Христова. Правда, в ту пору город назывался Гермонасса и был столицей Боспорского царства. А через тысячу лет здесь появились хазары и переиначили греческое название на свой лад — Тумантархан. Хазары господствовали в Восточной Европе несколько столетий, облагая данью соседние страны, в зависимость от них попало и молодое, не окрепшее государство Русь.

    Воинственный киевский князь Святослав (942 — 972) не пожелал быть вассалом Хазарского каганата, пошёл на хазар войной и нанёс им сокрушительное поражение. Его дружина победоносно вошла в древний город. А уже его сын, великий киевский князь Владимир I основательно закрепился на этих землях и посадил на княженье в новом русском уделе своего сына Мстислава. В славянском толковании город получил название Тмутаракань (Тьмутаракань, Тмуторокань). По версии русского писателя Ю.Н. Сбитнева, это название можно объяснить как «город тысячи дорог» (древнерусское «тьма» означает «десять тысяч», а «торок» — «торная дорога»).

    Князь Мстислав не забыл данного Богородице обещания. И заложил в Тмутаракани каменный собор, ставший главным собором Тмутараканской епархии. При князе Мстиславе Тмутараканское княжество достигло своего расцвета. В далёком русском княжестве даже стали выпускать свои деньги. Какими они были, можно судить по монете, хранящейся в настоящее время в Одесском музее нумизматики. { Сергей В. Рябчиков Уникальная монета тмутараканского князя Мстислава. СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ (2001)}.

    Однако гордый дух князя-воителя требовал большего. Мстиславу захотелось властвовать уже не только в окраинном русском княжестве. А потому он потребовал от своего старшего брата великого киевского князя Ярослава Мудрого удела в коренной Руси. А когда Ярослав предложил ему опять-таки окраинные муромские земли, не на шутку обиделся. И, выбрав удобный момент, когда Ярослава не было в Киеве, подошёл к городу со своей многочисленной разноплемённой дружиной (1024). Но киевляне остались верны Ярославу, не открыли ему городские ворота. А Мстислав не стал воевать город, отошёл от него восвояси. Может, решающую роль здесь сыграл принцип старшинства на Руси, когда старший в роду имел больше прав на «матерь городов русских». Это наглядно показали ему киевляне. А может, в его памяти ещё свежи были усобицы недавних лет, когда после смерти Владимира Святого развязалась на Руси братоубийственная война, в которой погибли его братья Борис, Глеб и Святослав. А потому нового кровопролития между братьями он не желал.

    Мстислав просто отошёл от Киева и направился к Чернигову. В Чернигове княжеский стол пустовал, а потому черниговцы с радостью его встретили, желая иметь своим покровителем такого удалого, храброго князя. К тому же не стоит забывать, что черниговцы всегда относились недоверчиво к киевлянам, так как Чернигов неустанно соперничал с Киевом за первенство в Русской земле. Примеров тому в истории Руси много. Так князь Мстислав Тмутараканский стал князем Черниговским (1024). Теперь под его началом объединились земли далёкого Причерноморья и коренной — «откуда есть пошла земля русская» — Руси. В последующем, на протяжении почти двух веков, черниговские князья занимали престол в далёкой Тмутаракани. Пока Русь окончательно не потеряла это княжество в результате непрекращающихся войн со степняками.

    Но князь Ярослав сам был очень честолюбив, а потому не смог простить своему брату его дерзкий вызов. Решив примерно его наказать, он собрал в Новгороде большое войско и пригласил из-за моря варягов во главе с полуслепым воеводой Якуном.

    Дружины братьев сошлись недалеко от Чернигова под местечком Листвен, расположенном на речке Белоус (теперь это село Малый Листвен Репкинского района Черниговской области). Мстислав, чтобы упредить своего брата, решил напасть на его дружину внезапно, среди ночи. А ночь выдалась грозовой. Летописец повествует, что в эту ночь была «гроза велика и сѣча силна».

    Не помогли Ярославу его «мудрость» и военный талант варяга Якуна. Мстислав свою дружину оставил в засаде, а против варягов поставил черниговцев. В свете вспыхивающих молний, под дождём, отчаянно бились черниговцы с варягами, а когда их строй поредел, на помощь пришла дружина Мстислава. Она обошла варягов и воинов Ярослава с флангов, стала нещадно рубить их.

    Видя, что близка бесславная развязка, Ярослав с Якуном бежали. В суматохе варяжский воевода даже потерял свой позолоченный плащ. А Мстислав, осмотрев рано поутру поле битвы, не сдержал своей радости: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин (черниговец — В.Т.), а вот варяг, а дружина своя цела".

    Князь Мстислав не стал «дожимать» брата, а обратился к нему с предложением мира. Но Ярослав от ужасного поражения опомнился только в Новгороде. И только через два года, убедившись, что Мстислав не замышляет против него никаких козней, решился на встречу. Произошла она на черниговской земле в Городце, расположенном на Десне (1026).
    По Городецкому соглашению Русь впервые была разъединена по Днепру. Всё правобережье с Киевом осталось за Ярославом, а Левобережная Русь стала достоянием Мстислава. С этого времени стали жить они «мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», повествует летописец.

    Почему князь Мстислав добровольно отказался от первенства на Руси, которое ему сулила победа под Лиственом, не совсем ясно. Можно только предполагать, что по тем же причинам, когда не захотел силой брать Киев, а ушёл в Чернигов. Он только отстоял своё независимое положение, а обиду на Ярослава не затаил. Проявив довольно редкое по тем суровым временам миролюбие. Впору Мстислава было бы назвать Мудрым, а не его старшего брата Ярослава, который во всей этой истории выглядел весьма неприглядно. Своё честолюбие Мстислав удовлетворил вполне: теперь под его властью находились земли Черниговского и Тмутараканского княжеств, а Черниговское княжество на те времена было самым большим на Руси.

    Живя в мире и согласии, братья не забывали об интересах Русской земли. И решили отвоевать Червонную Русь, захваченную поляками после смерти Владимира Святого. Польский поход прошёл успешно, земли Червонной Руси были отвоёваны, а русские дружины вернулись домой с большим полоном (1031).
    В память об этом событии, Мстислав заложил в Чернигове каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его византийские мастера, тогда в Чернигове ещё не существовала своя школа зодчества. И сегодня в кладке западной башни собора можно увидеть два ряда, один над другим, вытянутых полукруглых ниш. Считается, что древние мастера воплотили в них солнечные часы. В ясный летний день солнечные лучи поочерёдно заполняли эти ниши, показывая время с десяти утра до пяти часов дня.


    Солнечные часы и древний календарь (над вторым ярусом ниш) Спасо-Преображенского собора.

    Об архитектуре Спасо-Преображенского собора, его внутреннем и внешнем убранстве говорить можно много. За почти тысячелетнюю свою историю, он вынес немало испытаний и претерпел значительные изменения в своём облике. Не раз его разрушали завоеватели, не единожды он горел, но каждый раз черниговцы с любовью восстанавливали свой древний храм. Несколько веков он являлся кафедральным собором черниговской епархии, был центром общественно-политической жизни города. В нём черниговцы единогласно одобрили решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией (1654), в нём были выставлены знамёна черниговских ополченцев и казачьих полков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

     

    Инф.gorod.cn.ua



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.