Биотехнологию (технологию живых систем) можно назвать самой модной отраслью последнего десятилетия. Ее обороты растут, что отражается в объемах инвестиций и числе вновь возникающих биотехнологических фирм. В ежегодно составляемом журналом «Fortune» списке 100 самых динамичных компаний мира очень много компаний, специализирующихся на биотехнологиях. Но вложения в эту отрасль относятся к высокорисковым, и за последние годы акции биотехнологические компаний переживали и головокружительные взлеты котировок и падения.
Достижения биотехнологии то и дело становятся источником общественных страхов. Наверное, не найдется другой отрасли, вызывающей к себе столь полярное отношение, пишет sunhome.ru
Наиболее широко биотехнологии применяются в сельском хозяйстве, фармацевтике и медицине. Если сельскохозяйственные и фармацевтические биотехнологии с самого начала разрабатывались коммерческими фирмами (многие из которых были созданы вчерашними сотрудниками академических лабораторий), то в создании клеточных технологий самую активную роль играют государства, вкладывающие в их развитие беспрецедентные средства.
В СССР биотехнология начала активно развиваться в середине 60-х, когда при Совете министров было создано специальное ведомство – Главмикробиопром, курировавшее систему научно-производственных объединений (НПО). Значительная часть работ в этой области была связана с военными отраслями. В то время наша страна как производитель биотехнологической продукции была в числе мировых лидеров.
С развалом СССР многие биотехнологические предприятия оказались за границей - на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Прибалтике, Армении. Часть заводов, оставшихся в пределах государственных границ, попав в свободный рынок, переквалифицировались на производство гидролизного спирта.
В начале 90-х Россия начала сдавать позиции, а с середины 90-х стала стремительно отставать от Запада, ведь это направление исследований одно из самых дорогих, здесь требуются сложные и длительные исследования и клинические испытания, и наиболее затратны процедуры лицензирования и получения разрешений для выхода на лучшие рынки (т.е. США и Европу).
Немаловажным препятствием является и слабая защищенность интеллектуальной собственности в России. Ведь инвестор должен быть уверен, что проект является собственностью фирмы, в которую он вкладывает деньги.
Ежегодный объем российского рынка биотехнологических товаров с 2001 по 2006 г. не превышал $1 млрд. Оценка эта крайне приблизительна, поскольку рынок плохо структурирован и официальной статистики по биотехнологическим товарам практически не существует.
Однако, отечественные биотехнологи способны наверстать упущенное. В России остались и квалифицированные кадры, и производственная база.
В последние годы крупные российиские финансовые структуры также стали задумываться об инвестициях в биоиндустрию. В помощь инновационным фирмам формируется своего рода государственно-частное партнерство.
Государство объявило биотехнологию одним из 6 стратегически приоритетных направлений развития науки, технологий и техники: нараду с информационно-телекоммуникационными системами, наносистемами, рациональным природопользованием, энергетикой и энергосбережением, безопасностью и противодействием терроризму, перспективными вооружениями, военной и специальной техникой.
В 2006 г. утверждена Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» касающаяся, в т.ч. и биотехнологий. Правда, даже ее авторы признают, что выделяемых на эту программу средств недостаточно.
В РАН готовится большая программа по биотехнологиям.
На олимпе высоких технологий корпорацию «Роснанотех» может потеснить новая компания - «Росбиотех».
2007 год также был отмечен небывалой активностью государства на инновационном рынке. Начала работу и провела первый конкурс Российская венчурная компания. Его выиграли три инвестфонда с серьезными командами венчурных профессионалов и хорошими инвестиционными возможностями в технологических портфелях которых нано— и биотехнологическая тема занимала далеко не последнее место.
И все же, основная проблема – недофинансирование российской науки – по-прежнему остается на повестке дня.
E-NEWS.COM.UA