С приближением нового года Европа всегда напряженно ждет новостей с украино-российского газового фронта. Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Украине Ганс-Юрген Гаймзет, представитель крупнейшего в Европе государства-потребителя российского газа, поделился с РБК-Украина своими мыслями о влиянии газового лобби, перспективах модернизации украинской ГТС и возможности повторения событий января текущего года.
РБК-Украина: Насколько велико влияние т.н. «российского газового лобби», которое ассоциируют в первую очередь с экс-канцлером ФРГ Герхадом Шредером, на правительство Германии и на те решения, которые оно принимает?
Ганс-Юрген Гаймзет: Влияние, как вы говорите, «русского газового лобби» переоценивается. На протяжении 40 лет мы получаем газ из России. С тех пор наблюдались периоды политического подъема и спада в наших отношениях. Иногда доходило и до кризисных ситуаций, вспомним, например, кризис между Германией и тогда еще Советским Союзом вокруг размещения ракет СС-20. Отмечу также, что кроме E.ON, которая связанна с «Газпромом» партнерскими отношениями, у нас есть и другие работающие в газовой сфере компании - RWE и ENBW. RWE, к слову, недавно заключила контракт с Туркменистаном и является участником консорциума Nabucco. Это значит, что существуют различные интересы в Германии. И не одно определенное газовое лобби.
РБК-Украина: Но все-таки крупнейшим поставщиком газа является «Газпром», и с учетом агрессивной геополитической позиции России, это является мощным рычагом влияния. Поэтому, существует мнение, что и на Германию, и на Европу в целом, идет сильное давление. Как Вы это оцениваете?
Г.-Ю.Г.: Что касается Европейского Союза, то я не могу сказать, что он за последние годы проводил свою политику под давлением России. В марте этого года комиссар ЕС по вопросам энергетики (Андрис Пибалгс - РБК-Украина) заключил договоренность с Украиной и международными финансовыми институциями. ЕС на данный момент занимается тем, что старается обезопасить себя от повторения той ситуации, которая произошла в январе. Он прилагает усилия, чтобы все европейские страны были соединены друг с другом газопроводами. Чтобы не возникало ситуаций, когда определенные части ЕС окажутся без поставок энергетического сырья. В таком виде, наоборот, усиливается энергетическая независимость от России.
РБК-Украина: Что касается договоренностей с Украиной о модернизации ГТС. Какая перспектива выделения необходимых для этого средств?
Г.-Ю.Г.: Существует договоренность о том, что европейские финансовые институции помогут Украине модернизировать газотранспортную систему. Для этого были прописаны четкие и прозрачные условия. Но с украинской стороны в этом плане мало что произошло. Я думаю, нереалистично ожидать каких-то определенных изменений в этом вопросе до выборов. Но чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем увеличивалась прозрачность «Нафтогаза Украины».
РБК-Украина: Как Вы оцениваете перспективу реализации проектов по строительству газопроводов в обход Украины - «Северного» и «Южного потоков»?
Г.-Ю.Г.: После того как Финляндия и Швеция дали свое согласие на прокладку газопровода «Северный поток» в их территориальных водах, можно ожидать, что в ближайшем будущем эта газовая ветка будет проложена. Что касается «Южного потока» - то это, как мне кажется, музыка будущего. Это довольно таки дорогая и сложная линия. К тому же, в настоящее время наблюдается некоторое падение интереса к газу, поставляемому по газопроводам. Существует также Nabucco. И, я считаю, что есть большая вероятность, что этот проект будет реализован намного скорее, чем «Южный поток». Но и у Nabucco есть свои проблемы, которые тоже должны быть разрешены.
РБК-Украина: Получается, для строительства «Северного потока» в настоящее время нет никаких преград?
Г.-Ю.Г.: Я думаю, что все важнейшие критические пункты разрешены.
РБК-Украина: Даже если будут успешно реализованы все эти проекты, Украина все равно останется ключевым транзитером газа в Европу. Как можно избежать ситуаций, когда из-за проблем в отношениях между Украиной и РФ, которые носят даже больше политический, чем экономический характер, европейские потребители остаются без газа?
Г.-Ю.Г.: Я не считаю, что в январе опять повторится газовый кризис. В начале 2009 г. был ряд неясностей, которые привели к обострению ситуации. Ныне правовая ситуация более стабильная - договор, который существует между Украиной и Россией, создает предпосылки для того, чтобы в этом году подобная ситуация не повторилась. По сути, речь идет о том, чтобы газовые поставки своевременно оплачивались. По моему мнению, у России нет заинтересованности в том, чтобы газовый кризис повторился.
РБК-Украина: Но у России, судя по всему, есть огромный интерес получить, хотя бы под частичный контроль, украинскую трубу. В январе в связи с выборами газовой войны, скорее всего, не будет, но в будущем от этого никто не застрахован.
Г.-Ю.Г.: Правовая ситуация с газотранспортной системой Украины относительно ясна. Изменится ли что-либо после выборов сейчас сложно сказать. Договоренность между ЕС и Украиной от 23 марта показала возможность того, каким образом может быть модернизирована ГТС Украины в существующих правовых реалиях. Будет ли правительство Украины активнее действовать в этом направлении - увидим в конце февраля.
РБК-Украина: Какова позиция Германии относительно евроинтеграционных стремлений Украины? Как Вы готовы их поддержать?
Г.-Ю.Г.: Федеративная Республика Германия выступает за теснейшую связь между Украиной и Европейским Союзом. И для этого у нас есть много проектов: по подготовке администрирования, по развитию социальной инфраструктуры, по развитию малого и среднего бизнеса. Существуют расширенные возможности для учебы молодых украинцев в Германии. В рамках «Восточного партнерства» предоставляются дополнительные средства для того, чтобы помогать Украине в развитии приграничного менеджмента. Решающим для Украины в вопросе евроинтеграции является то, чтобы она проводила реформы, которые сблизят ее с ЕС. Важными элементами, которые продвигают Украину в этом направлении, являются соглашение об ассоциации и договор о свободной торговле. Ведь самая важная интеграция происходит в экономике. Поэтому очень важно, чтобы Украина прилагала усилия, чтобы ее экономика снова начала расти, чтобы ее экономика становилась открытой. В Украине на сегодняшний день слишком мало инвестиций из Германии и из Европы в целом. Потенциал велик, но предприятия просто боятся. Ведь условия для инвестиций не являются привлекательными, кроме того, правовая система непрозрачна, а региональные руководители иногда больше заботятся о своих интересах, чем о создании рабочих мест. Украина должна принять решение, двигаться ли ей в таком направлении как, например, Норвегия, или же остаться провинциальной восточноевропейской страной.
РБК-Украина: Рассматривает ли Германия возможность дальнейшего упрощения визовых процедур для украинцев?
Г.-Ю.Г.: В настоящее время начинается визовый диалог между ЕС и Украиной. Я убежден, что будут дальнейшие упрощения. Но не нужно недооценивать то, что уже действующее упрощение визового режима дало положительные результаты, и об этом часто забывают. В настоящее время мы наблюдаем рост количества посетивших ЕС украинцев в три раза по сравнению с тем, что было два-три года назад. На сегодняшний день половина всех виз, выданных посольством ФРГ - бесплатные. Многократно возросло количество т.н. долгосрочных виз, выдаваемых на один-два-три года.
РБК-Украина: Какие перспективы сотрудничества между Украиной и Германии на региональном уровне?
Г.-Ю.Г.: У нас есть партнерские отношения на уровне городов, регионов. И эти отношения развиваются. Но надо также признать, что в настоящее время у Украины есть проблема имиджа в Европе и за ее пределами. И когда кто-то пытается установить новые партнерские связи, не сразу находит понимание. Но мы будем прилагать усилия, чтобы и в дальнейшем углублять отношения между простыми людьми, а также на уровне городов и регионов.
РБК-Украина: Чего ожидает Германия от президентских выборов 2010 г. в Украине?
Г.-Ю.Г.: Мы ожидаем, что Украина получит четкое ясное руководство. Мы ожидаем что Украина, как страна с демократическими ценностями, будет модернизироваться, будет проводить реформы. Так она будет сближаться с ЕС. И в любом случае Германия готова помогать ей в этом.
РБК-Украина: Есть ли, по вашему мнению, угроза, что в случае победы того или иного кандидата, поменяется четкий западный, европейский и евроатлантический, вектор внешней политики Украины, существующий при действующем президенте?
Г.-Ю.Г.: Все ведущие кандидаты в президенты высказываются за дальнейшее сближение с ЕС. Конечно же, потом возникнет вопрос, с какой интенсивностью они будут эти высказывания внедрять в жизнь. Но, как бы там ни было, я считаю, что мысли о нейтральном и внеблоковом статусе, которые сейчас высказываются - это мысли 50-60-х годов, которые не соответствуют нынешним реалиям. И, кроме того - тесные связи Украины с ЕС совсем не противоречат хорошим экономическим и другим связям Украины с другими партнерскими и соседними странами.
Беседовал Владимир Драбчук
Справка
Ганс-Юрген Гаймзет
Родился в 1953 г. в Массуре (Индия). В 1960-1971 гг. учился в школах в Нью-Йорке, Джакарте, Бандунге (Индонезия), Брюсселе. В 1976-77 гг. сдал государственные экзамены по истории, философии и германистике в Фрайбургском университете. В 1979 г. получил диплом Парижского института политических исследований. В 1987 г. защитил диссертацию в Фрайбузгском университете. С 1981 г. на дипломатической службе. 1983-84 гг. - работает в отделе СССР в Федеральном Министерстве иностранных дел (Бонн). 1984-87 гг. - политический отдел посольства в Москве. 1987-89 гг. - постоянный заместитель посла в Могадишо (Сомали). 1989-94 гг. - помощник Федерального президента. 1994-97 гг. - руководитель экономического отдела посольства в Бразилии. 1997-2004 гг. - руководитель политического отдела посольства в Варшаве. 2000-2005 гг. - работает на руководящих должностях в Федеральном МИД (Берлин). 2005-2008 гг. - генеральный консул ФРГ в Нью-Йорке. Посол ФРГ в Украине с 2008 г.
Инф. rbc.ua