- Ваше Блаженство, по пути к Вам проехали мимо Майдана. Картина противостояния страшная. Мы все боимся за Украину, а Вам не страшно за будущее страны?
- Церковь хоть и отделена от государства, но граждане государства это наши верующие и наши верующие это граждане Украины и отделить их, а тем более разделить их невозможно. Ми молились. Молимся и будем молится за наше государство в котором живем не смотря ни на какой политический строй и ни на какие политические ориентиры его руководства. Так повелел нам Спаситель, таковыми были наставления святых апостолов. Сейчас в Украине тревожно, но мне кажется, нет причин впадать в апатию и ждать чего- то рокового. Были у страны проблемы и посложнее, но Украина выстояла. Выскажутся политики, выскажется народ, и за столом переговоров найдут общий язык. Будет найдено компромиссное и общеприемлемое решение. Я верю в это.
- И все таки, политический раскол страны налицо. А как избежать самого страшного духовного раскола народа Украины?
- К сожалению, он уже произошел. Это дело рук неразумных политиков. В 90-х годах искусственно раскололи украинскую православную Церковь. Но если смотреть на духовный раскол не в религиозной, конфессиональной плоскости, а в этнически культурной, то и сегодня этим вопросом спекулируют, углубляя и без того глубокий кризис общества. Противопоставление менталитета одной части общества другой – грех против братсвой богозаповеданной любви, покрывающей недостатки друг друга.
- Политики взбудоражили народ в священные для христиан Пасхальные дни. Не грех ли это?
- Грех - даже всякий повод к разделению и вражде. Тем более в праздник искупительной Любви Христовой к человечеству. Принцип: разделяй и властвуй – это дело не Божье, а Его противника – клеветника и человекоубийцы искони.
- В чем главная проблема нашего общества? Может, мы чем-то провинились перед Богом?
- Главная проблема в безалаберности наших некоторых политических деятелей, а также мнимых политиканствующих «духовных лидеров». Своими заявлениями, своими протестами они делают все, чтобы договоренности не состоялись.
- С какими словами Церковь обратится к народу, чтобы успокоить страсти?
- 4 апреля Церковь сделала свое заявление. Я его передал лично в руки президенту при встрече, которая состоялась в Секретариате президента Украины. Вот выдержка из него. «Политические симпатии и противоречия не должны разделять отцов и детей, семьи, друзей. Политика не должна посеять в наших сердцах семена злобы и ненависти». ( Полный текст обращения Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира на сайте www.blik.net.ua).
- А о чем вы еще говорили с Президентом?
- Мы говорили о ситуации в стране. Он объяснил мне свое видение проблемы, объяснил, почему он подписал Указ о досрочных выборах. Мы обсудили отношения между государством и Церковью. Еще Президент захотел поговорить и о перспективах создания единой Поместной Украинской Церкви.
- А просил ли Президент у Вас благословения и получил ли он его?
- Да, просил. После того как его избрали. Я его благословил в Лавре. Он часто теперь бывает в Лавре. Принимает церковные Таинства. Я ему благодарен за то, что он подробно объяснил свои действия и свои надежды.
- По его действиям сейчас, как Вам кажется, он услышал Вас?
- Президент сам заявляет, что он верующий, он говорит добрые слова и об Украине, и о Церкви, ну а то, что у него внутри, это уже его личное дело.
- А Виктор Янукович приходит в Лавру, обращается к Вам за советом?
- Да, приходит. Посещаем и мы его. Вот перед Пасхой приезжал. Мы поговорили, вместе с ним помолились за Украину в домовой церкви.
- А Юлия Тимошенко встречалась с Вами?
- Юлия Владимировна всегда очень аккуратно поздравляет меня со всеми праздниками. На Пасху прислала очень красивую, художественно оформленную пасхальную корзинку.
- Вы говорили и с президентом, и с премьером. Кто из них более настроен, чтобы договориться, пойти на уступки и не допустить раскола страны?
- Ну, никто ведь не скажет, что он враг Украины, но ведь сказано в Святом Евангелии «…по делам их, узнаете их». Они одинаково ответственны за страну, и оба отдают себе отчет. Что все нужно решать мирным путем.
- Если не дай Бог, ситуация начнет выходить из-под контроля, вы сможете позвонить Президенту и премьеру и сказать, чтобы они остановились?
- Я в любую минуту могу позвонить и поговорить с ними. И с премьером, и с президентом, и с Юлией Тимошенко. Уверен, такой надобности не будет. Здравый смысл победит.
- Должен ли президент сейчас покаяться за свой Указ, а Янукович не должен ли смириться?
- Это касается личной внутренней жизни этих политиков. Церковь не может на них повлиять. Мы можем только посоветовать, а там, как они решат…
- Если не дай Бог прольется кровь, Вы можете отлучить от Церкви тех политиков, по чьей вине это произойдет?
- Это самое страшное. Тот, по чьей вине это произойдет, примет тяжкий грех на душу. Мы не должны допустить такого.
- А с Алексием Вторым вы не обсуждали ситуацию в Украине?
- Нет, я не имел такой возможности.
- На митинге в Донецке был такой плакат «Янукович - ты наш бог». Как вы к этому относитесь?
- Это неправильно. Я думаю, что тот, кто его написал, сделал это от большой любви к Виктору Федоровичу. Но я уверен, что самому Януковичу это было неприятно.
Александр Максюк, «БЛИК»