Некоторое время назад генеральный прокурор ФРГ Моника Хармс запросила у судьи санкцию на тайный обыск персонального компьютера исламиста, против которого велось следствие по подозрению в организации террористической группы и совершении ряда других преступлений. Обыск предполагалось провести с помощью «троянца» – разработанного полицейскими компьютерщиками специального электронного софта, пишет сегодня немецкая Deutsche Welle.
«Троянца» через интернет засылают, как вирус, на компьютер потенциального преступника. Там он тайно копирует файлы с жесткого диска и адреса, по которым ходил пользователь в интернете, потрошит его электронный почтовый ящик, отправляет все собранные данные в полицию для дальнейшей обработки, а затем самостоятельно удаляется с жесткого диска, не оставляя никаких следов. Вся процедура позволяет за считанные секунды собрать на «попавшего под колпак» компромат, если таковой имеется.
Верховые судьи сочли, что практика тайных компьютерных обысков недопустима, поскольку немецкий уголовно-процессуальный кодекс вообще не предусматривает тайные обыски. Они должны проводиться в присутствие обвиняемого или хотя бы понятых. Решение Верховного суда Германии выходит далеко за рамки конкретного дела.
Уполномоченный правительства по вопросам охраны личных данных Петер Шаар (Peter Schaar) предостерегает от злоупотреблений. По его словам, нтернет открывает широкие возможности для слежки за его пользователями. Конечно, необходимо расследовать преступления, совершенные с помощью интернета. Однако, ни в чем не повинный пользователь не должен попадать под слежку и не должно быть никакого государственного надзирателя, который бы присматривал за разными чатами. Само понятие – контроль за интернетом – создает впечатление, будто «большой брат» смотрит тебе через плечо, а ты об этом и не знаешь.
Глава министерства внутренних дел Вольфганг Шойбле давно уже добивается расширения онлайновых возможностей полиции и спецслужб, необходимых, с его точки зрения, для более успешной борьбы с международным терроризмом и раскрытия особо тяжких преступлений. По мнению министра, защита тайны личных данных может частично отойти и на второй план, когда речь идет о раскрытии убийства. И если необходимо пресечь совершение тяжких преступлений, например, терактов, то полиция, по мнению Шойблке, найдет пути.
Шойбле выступает за принятие закона, создающего правовую основу для негласной компьютерной слежки. Министр юстиции Бригитт Цюприс пока сомневается в целесообразности такой меры, а защитники тайны личных данных и представители либеральной оппозиции решительно против.
«СайберCекьюрити.Ру»