О том, что корпорация Microsoft работает над таким проектом, стало известно благодаря недавно разглашенному патенту, в котором описывается «бессмертное» хранилище информации и система доступа к ней (Immortal information storage and access platform). Автор – Эндрю Вилсон (Andy Wilson), сотрудник Microsoft.
В своей работе Вилсон поднял проблему, о которой в основном задумываются историки и философы – как сохранить информацию и передать ее последующим поколениям. С учетом того, что мы переживаем информационный бум, количество информации, которая теряется безвозвратно, огромно. И пока нет надежного способа сохранить ее не то что на тысячелетия, но и на гораздо меньший период времени. И дело не только в отсутствии надежных носителей, а еще и в быстром их моральном устаревании. Даже если потомки обнаружат через 1000 лет нетронутый временем диск Blu-ray, будет ли простой загадкой для них извлечь хранящуюся на нем информацию?
Выход автор видит в создании физического артефакта (physical artifact) на основе компьютерной системы хранения информации, который бы описывал объект (биологический или неживой) и его историю. Такие артефакты могли бы быть установлены в качестве части мемориального камня или урны, когда речь идет о человеке, и памятника или памятной доски для зданий и сооружений.
Носитель информации, хранящейся в артефакте, по понятным причинам не должен включать движущихся частей. Это могут быть флэш-память, пластины из долговечного материала и так далее. В качестве примера приводится носитель голографического образа, созданный с помощью «прожига» питов на алмазной подложке.
Энергию для артефакта планируется получать от внешних источников питания – солнечного света, звуковых волн, тепла, магнитной индукции и так далее. В общем-то, энергия понадобится в основном при доступе пользователей (читай – потомков) к данным. Поэтому источник питания будет находиться в составе устройства чтения информации (User Interface/Reader), а использование вышеперечисленных методов позволит питать артефакт бесконтактно и избежать проблемы износа разъемов.
Человек, оставляющий после себя артефакт, вправе ограничить доступ к нему. Для идентификации родственников, к примеру, можно использовать анализ ДНК и другие биометрические методы.
Немало внимания разработчики уделяют пользовательскому интерфейсу и возможности его совершенствования в будущем без изменения системы в целом. Также рассматривается вопрос создания ключей, которые помогли бы потомкам восстановить закодированные данные в случае потери кодировки (та же ASCII вполне может «умереть»). Инструкции для декодирования планируется писать на всех основных языках.
Артефакты смогут быть частью сети – локальной или глобальной. Представьте, каково получить электронное письмо от артефакта, оставленного вашим предком. Или найти в поисковике человека и, подключившись к артефакту, узнать его историю «из первых уст».
Нужно заметить, что данный проект является «фоновой» разработкой Microsoft. Однако тот факт, что на эту систему получен патент (сама заявка была подана в июне 2005 года), дает основания считать намерения компании серьезными.
iXBT