– Господин министр, на какой стадии в настоящее время находятся переговоры о поставке газа в Грузию? Будет ли газ зимой, и по какой цене?
– То, что газ будет — это точно. В этом мы уверены. Но вот по какой цене — это пока сказать трудно. Через несколько дней в Тбилиси состоится встреча министров энергетики Грузии, Турции, Азербайджана, в ходе которой прояснится вопрос возможности получения Грузией азербайджанского газа. Тут есть некоторые сложности. Во-первых, сам Азербайджан рискует остаться без газа, так как Россия намерена сократить подачу газа в страну и, кроме того, увеличить цену. Таким образом, Азербайджану придется сконцентрировать свою газодобывающую отрасль на внутреннее потребление. Сколько при этом останется свободного газа, пока неясно.
Кроме того, основная часть газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» предназначена для Турции. Грузии положено лишь 250 млн. кубометров газа в качестве транзита — и это при ежегодном потреблении в 1,8 млрд. кубов. Как удастся распределить азербайджанский газ между Азербайджаном, Турцией и Грузией, да так, чтобы не ущемить интересы какой-либо стороны — сами понимаете, проблема сложная. На этой неделе состоятся переговоры министров энергетики трех стран, и, возможно, нам удастся решить этот вопрос. Во всяком случае дружественный нам Азербайджан в лице президента страны Ильхама Алиева выразил готовность максимально помочь Грузии в преодолении газовой проблемы.
– Не так давно посол США в Грузии Джон Тефт заявил, что долгосрочное энергетическое сотрудничество Грузии с Ираном крайне нежелательно для Соединенных Штатов. Как вы считаете, остается ли Иран одним из возможных источников получения газа для Грузии?
– Позиция Грузии по этому поводу известна, и была озвучена как мной лично, так и премьер-министром. Мы не можем позволить себе замерзнуть зимой. Переговоры с Ираном в любом случае будут продолжены, и мы продолжаем рассматривать Тегеран как один из источников получения газа. Технические условия для этого есть, остается только достичь конкретного соглашения.
– Чего мы можем ждать от Тегерана?
– Вопрос этот очень актуальный, но, к сожалению, пока не могу сказать ничего конкретного. Мы не будем раскрывать подробности переговоров, так как считаем, что это пока слишком рано. Могу только сказать, что основной темой переговоров с Ираном как раз является цена на газ. Ближе к концу декабря в Тегеране состоится заседание грузино-иранской межправительственной комиссии с участием премьер-министров двух стран. Именно тогда мы ожидаем окончательного решения по поставкам газа. В общем, все станет ясно в течение двух-трех недель.
– Отойдем от вопросов относительно поставок газа. Как известно, в Минске на саммите глав государств СНГ прошла встреча Ющенко, Лукашенко и Алиева. Они обсуждали возможность транспортировки нефти из Каспия через Украину на нефтеперерабатывающие заводы в Беларусь. Были ли какие-нибудь переговоры по этому поводу с Грузией?
– Насколько нам известно, эта инициатива пока не является предметом конкретных обсуждений, поэтому грузинская сторона пока не участвует в этом процессе. На данном этапе возможность транспортировки энергоносителей из Каспия в Беларусь — теория, один из проектов, который, возможно, будет со временем обсуждаться.
Если переговоры примут серьезный характер, то без Грузии и ее портов тут дело не обойдется — наше географическое расположение говорит само за себя. Вообще же, Грузия только приветствует любые возможности диверсификации поставок энергоносителей на любые рынки — это наша принципиальная позиция.
Тенгиз Аблотия
«ДЕЛО»