Почти семь лет длилась заокеанская интрига "дела Лазаренко". В нем фигурировали астрономические суммы похищенных у народа Украины средств, хранившихся на банковских счетах во многих уголках планеты. Из тома в том уголовного дела тщательно переписывались формулировки о злоупотреблениях доверием народа Украины, его ограблении.
Все эти годы существовала уверенность, что отечественные чиновники приложат максимум усилий для возвращения похищенного законным владельцам - народу. Но, не считая сомнительной доверенности Генпрокуратуры, выданной некоему Юрию Ламберту еще в 1999 году, согласно которой означенный гражданин согласился за вознаграждение озвучивать претензии государства, ничего сделано не было. Хотя отныне судебные разбирательства перешли из уголовной в гражданскую плоскость, можно с полной уверенностью прогнозировать: почти все "наследство" Лазаренко уже поделено, а нам остался лишь утешительный приз в виде вердикта окружного суда Северного округа штата Калифорния. И финансовых крох в виде шести миллионов долларов, перечисленных в свое время из Швейцарии, где в 2000 году Павел Иванович получил свой первый "срок" - 18 месяцев тюремного заключения. Правда, заочно.
В минувшую пятницу в Сан-Франциско окружной судья Мартин Дженкинс приговорил Лазаренко к девяти годам тюремного заключения и штрафу в 10 миллионов долларов по обвинению в 14 эпизодах отмывания денег, попыток отмывания денег, мошенничества с электронными переводами, обмана и вымогательства. После вынесения приговора бывшему лидеру Панамы Мануэлю Норьеге в 1992 году Лазаренко стал вторым высшим должностным лицом иностранного государства, когда-либо осужденным в США. Правда, экс-диктатор Панамы получил сорок лет заключения.
В минувшую пятницу после почти трехчасовых дебатов в окружном суде Сан-Франциско судья Мартин Дженкинз подтвердил все 14 эпизодов обвинения (изначально их было 53), фигурировавших в многотомном деле о финансовых злоупотреблениях нынешнего депутата Днепропетровского облсовета, лидера партии "Громада". Однако говорить о завершении "одиссеи Лазаренко" явно преждевременно. Впереди еще не только апелляция, которую грозятся подать его адвокаты, но и судебные тяжбы по имуществу Павла Ивановича, по крайней мере того, что сосредоточено на территории Штатов. Уже 31 августа адвокатам Лазаренко предстоит обсудить со стороной обвинения порядок слушаний о возвращении бывшему подельнику Петру Кириченко, ставшему ключевым свидетелем обвинения против экс-премьера, семнадцати "с хвостиком" миллионов долларов. А на 29 сентября назначены слушания по гражданскому иску правительства США о конфискации всех американских авуаров Лазаренко. В том числе и знаменитой "калифорнийской хатынки" с вертолетными площадками и пятью бассейнами. К тому времени адвокаты Павла Ивановича намерены подать апелляцию на приговор.
Справедливость по-американски
Нет нужды описывать всю судебную историю Лазаренко. Практически с того самого дня, когда Павел Иванович заявил о своем намерении стать политическим беженцем в Штатах, "CN-Столичные новости" регулярно сообщали своим читателям о всех значимых вехах растянувшегося на годы расследования уголовного дела: о рекордном залоге в 86 миллионов, выплаченном за право переместиться из тюремной камеры под домашний арест, о частой смене адвокатов, которые защищали Лазаренко на различных стадиях процесса, и стоимости их услуг. О финансовой подпитке партии "Громада", получавшей переводы из-за океана. И, наконец, о некоторых аспектах личной жизни экс-премьера, готовившего фундамент к получению, на худой конец, вида на жительство в солнечной Калифорнии, - американской супруге Лазаренко и родившегося в Сан-Франциско наследника. По информации наших калифорнийских источников два месяца назад Павел Иванович справил "на уровне" свадьбу одной из своих дочерей.
По понятным причинам, мы не можем в точности знать, в какую сумму обошлись Павлу Ивановичу аренда помещения в деловой части Сан-Франциско, где он почти три года оплачивал круглосуточное наблюдение за собой, и американские защитники. Надо полагать, что из внесенного 11 июня 2003 года денежного залога, даже если оттуда вычесть наложенный штраф и возможную компенсацию Кириченко, еще кое-что останется.
То, что адвокаты ели (и продолжают есть) свой хлеб не зря - вне всякого сомнения. По сравнению с первоначально озвученным сроком заключения в 350 лет и штрафом в несколько сот миллионов долларов нынешний приговор выглядит действительно щадящим. Квалификация адвокатов Лазаренко не вызывает никаких сомнений: 53 пункта обвинений, вмененных в вину экс-премьеру в 2001 году были трансформированы в 2004-м в 29, а к маю 2005 года их осталось лишь 14. Соответственно уменьшался объем финансовых претензий: от изначальных 114 миллионов долларов к минувшей пятнице осталось чуть более двадцати. К настоящему времени было бы некорректно даже предполагать, какая судьба уготована поместью Лазаренко в Новато (Калифорния). Прокурор настаивает на необходимости его конфискации, но однозначно судить об этом преждевременно: напомним, что адвокатам удалось в два раза сократить срок заключения украинскому экс-премьеру (с 18 лет до 9) и добиться четырехкратного уменьшения денежного штрафа.
Столь же неясна и дальнейшая судьба самого Лазаренко: защита уверена, что в результате поданной апелляции удастся зачесть в девять лет все время "отсидки", в том числе и 38 месяцев, проведенных под "домашним арестом". В довершение ко всему, адвокаты Лазаренко уверены, что им удастся доказать, что Павел Иванович провел за решеткой 85 процентов определенного судом срока. В этом случае он сможет выйти на свободу уже к концу 2006 года.
Сколько же "стоит" Павел Иванович?
В разное время и отечественные и зарубежные правоохранительные органы предпринимали попытки оценить истинные размеры состояния Павла Ивановича. Сам же виновник снабжал соответствующие органы скромными декларациями. Так, в 1996 году, когда, как станет ясно из материалов калифорнийского дела, задекларировал 9397 гривен совокупного дохода. А за 1997-й, когда счетами Лазаренко уже начали интересоваться отечественные правоохранительные органы, он показал 10 386 гривен. Удивляет только доверчивость налоговиков…
Стоит напомнить, что еще в 2001 году Гепрокуратура Украины установила, что около полумиллиарда долларов Лазаренко находятся в различных оффшорных банках: Антигуа и Барбуда, Багамские и Нормандские острова. Более того, два года назад пресс-служба ГПУ сообщила, что Украина, США и Антигуа договорились провести переговоры о возвращении в страну незаконно вывезенных средств. Однако, похоже, ввиду отсутствия правовой основы для взаимоотношений с оффшорными зонами, далее намерений дело не сдвинулось.
Кстати, американцы тоже понимают: между доказанной и фактической суммами есть существенная разница. Предваряя вынесение приговора, представитель обвинения Кевин Райан заявил: "Хотя истинные размеры богатства Лазаренко не известны, они, вне всякого сомнения, существенны. Подсудимый в свое время так и не предоставил суду никаких доказательств о том, что юридические власти округа Колумбия заморозили все его активы на территории Штатов. По данным гражданских исков, в результате криминальной деятельности в период с 1993-го по 1997 год г-н Лазаренко приобрел контроль над 326 миллионами долларов. По информации минюста США, к настоящему времени удалось локализовать 255 миллионов долларов и ограничить операции с ними. Более 70 миллионов долларов оказались пока неучтенными. Можно себе только представить, какие проценты набежали на эту сумму за истекшие девять лет".
С определенной степенью достоверности можно предположить, что вот эти, неучтенные американцами, деньги могут еще вернуться в Украину. Если, конечно, в этом кто-то заинтересован.
Суд да дело
Может ли Киев при существующей нормативно-правовой базе между США и Украиной рассчитывать на возвращение хотя какой-то части из вывезенного, как следует из определения суда, "незаконным путем в результате злоупотребления служебным положением"? Формально - ответ положительный. Ведь почти шесть лет существует Договор об оказании правовой помощи между США и Украиной, ратифицированный законодательными органами обоих государств. Статья 17 предписывает оказывать всяческое содействие в связи с конфискацией.
Когда договор в силу еще не вступил, была осуществлена попытка "внедриться" в судебный процесс по делу CR00-0286 "США против Павла Лазаренко" в качестве третьей стороны, чтобы предъявить претензии на свою часть "пирога".
В 1999 году в том же федеральном суде Северного округа Калифорнии судья Максин Чесни принял в производство гражданское дело "ЮТИКо против Кириченко, Лазаренко и других". В результате длящихся по сей день слушаний до 18 февраля 2007 года наложен арест на шесть единиц недвижимости в Калифорнии общей стоимостью 40 миллионов долларов. Согласно материалам дела по решению суда только в США заблокировано связанных с именами Лазаренко и Кириченко активов на сумму 300 миллионов долларов. Вне всякого сомнения: удовлетворение этого иска возможно лишь после того, как Лазаренко и Кириченко "рассчитаются" со Штатами. То есть если Украина могла бы на что-то рассчитывать, то лишь "по остаточному принципу".
Абсолютно понятно и другое: защитники экс-премьера не сидели все это время с опущенными руками. В прошлом году, находясь в Сан-Франциско, я беседовал с одним из адвокатов Лазаренко. Отвечая на вопрос о перспективах этого дела, Даниэл Горовиц сказал, что оно "яйца выеденного не стоит", ибо если даже предположить, что ГПУ уполномочило Юрия Ламберта представлять интересы Украины в процессе возвращения "наследства Лазаренко", то доверенность, оформленная 30 апреля 1999 года, утратила юридическую силу.
Окончательное решение по вопросу о том, считать ли Юрия Ламберта законным представителем интересов Украины в суде, судья Чесни должен был вынести еще 10 февраля, однако заседание было отложено.
Здесь самое время вспомнить, что с момента привлечения Юрия Ламберта к отстаиванию интересов Украины в далекой Калифорнии, утекло немало времени. В течение которого удалось не только подготовить, подписать, но и ратифицировать в Верховной Раде и конгрессе США межправительственный Договор о взаимной правовой помощи. В тексте первой статьи которого говорится о возможности "оказания сторонами помощи в процедурах ареста и конфискации имущества как недвиджимого, так и в виде банковских счетов.
В этой связи вполне уместно поинтересоваться у официальных лиц, которые, в соответствиие с законодательством, должны блюсти интересы Украины, почему эти самые интересы до сих пор представляет частное лицо? Чем, кроме как халатностью, можно объяснить нежелание властей использовать вот уже пять лет существующую правовую базу для отстаивания национальных интересов?
Действительно, на момент заключения "джентльменского соглашения" между ГПУ и ЮТИКо, не было договора. Однако трудно себе представить, что в Генпрокуратуре не знали, кому они вверяют представительство интересов государства в суде. На момент привлечения структуры Ламберта к решению государственных задач в Верховном суде штата Массачусетс (малая родина ЮТИКо) шло судебное разбирательство, ответчиком в котором выступал Юрий Ламберт. А истцом являлся фигурант многих отечественных уголовных дел - компания "Единые энергетические системы Украины", которая вплоть до 3 июня 2004 года фигурировала в финансовых схемах, пристально изучаемых обвинителями Павла Лазаренко!
Неужели в ГПУ не поинтересовались, что может связывать ЕЭСУ и ЮТИКо? Наверное нет, ибо, поинтересуйся они, то узнали бы, что связывают их представителей весьма сомнительные финансовые операции, получившие в народе сочное определение "кидок". Инициатором этого самого кидка, как явствует из материалов украинского уголовного дела № 19-830, был не кто иной, как господин Ламберт. Причем дело это, так уж совпало, вела именно Генеральная прокуратура! Которая, исповедывая, возможно, принципы диверсификации, гарантировала вознаграждение Ламберту за возвращение в Украину денег, которые Павел Иванович увел не без помощи ЕЭСУ.
Еще не все потеряно
Выступая от лица обвинения, федеральный прокурор Кевин Райан заявил, что этот приговор - предупреждение другим высокопоставленным коррупционерам: правительство США не допустит, чтобы американские банки в дальнейшем служили местом укрывательства доходов, полученных незаконным путем.
Так уж совпало, что приговор Лазаренко прозвучал через считанные дни после того, как президент США выступил с "Национальной стратегией по участию в глобальной борьбе с коррупцией. Случилось это после саммита "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, одним из документов которого явилось заявление лидеров государств по борьбе с отмыванием незаконно полученных денежных средств. В радиообращении, последовавшем выдвижению этой инициативы, Джордж Буш заявил, что целью этого является предотвращение доступа коррумпированным чиновникам в международную финансовую систему. Он высказал уверенность, что к этой инициативе присоединяться все страны, разделяющие демократические ценности. Одной из целей инициативы является координация международных усилий по созданию соответствующих механизмов конфискации и возвращения на родину авуаров, созданных в результате коррупции высокопоставленных чиновников.
Определенно, создание такого рода механизмов займет какое-то время. Возможно даже, растянется на годы. Однако нельзя не признать, реализация инициативы Буша для Украины весьма обнадеживающа...
mignews