В конце минувшей недели глава МВД Украины Юрий Луценко участвовал в совместной коллегии с МВД Российской Федерации, которая прошла в Москве. Перед отлетом на родину господин Луценко рассказал корреспонденту Владимиру Соловьеву, почему на Украине больше не будет революций.
– После того как Верховная рада в первый раз не утвердила Юрия Еханурова премьером, госсекретарь Олег Рыбачук сказал, что есть запасной вариант – Юрий Луценко. Почему?
– Ну, во-первых, Олег – мой хороший друг. А во-вторых, это была такая спецоперация. Кандидатура Луценко на пост премьера, будь она предложена всерьез, вызвала бы неоднозначную реакцию в Раде. Оппозиционные фракции наверняка блокировали бы трибуну и начали скандировать: "Е-ха-ну-ров!" В общем, это была нормальная политическая шутка.
– Что вы думаете о господине Еханурове?
– Я его давно знаю и уважаю. И не открою тайны, если скажу, что сразу после победы Ющенко в кулуарах Верховной рады я агитировал за кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьера. Уже тогда он мог стать стабилизатором ситуации на Украине. Он был бы своим и для бизнеса, и для Украины, и для России. Своим для тех, кто стоял на Майдане, и для тех, кто выходил на площадь в Донецке. Но революционная ситуация сложилась по-другому, и Юрий Иванович оказался востребованным только полгода спустя.
– Как вы считаете, возможна ли новая "оранжевая революция" под предводительством Юлии Тимошенко?
– Давайте называть вещи своими именами. Майдан стоял не за Тимошенко и даже не совсем за Ющенко. Люди стояли за свободу и против фальсификаций. Так что в условиях окрепшей украинской демократии и свободы нового Майдана уже не собрать. Можно повторить акции протеста под конкретного политика, это несложно, заверяю вас как полевой командир Майдана. Но повторить явление Майдана, где стояли и наступали друг другу на ноги социалисты, националисты, демократы, анархисты, беспартийные, украинцы восточные, западные, православные, католики, атеисты,– невозможно. Они стояли за свободу. То, что происходит сейчас,– внутрипартийные амбиции. Сейчас Майдан невозможен.
– Вас, полевого командира, не покоробило от союза Виктора Ющенко и Виктора Януковича?
– Боже упаси. Я не делю Украину на врагов и друзей. Я стоял на Майдане не против гражданина Януковича, я был организатором действий на Майдане против фальсификаций. Поэтому Янукович, за которым стоит 15-20 процентов украинцев, для меня, может, и не любимый, но тем не менее реальный политик. Я спокойно воспринял диалог действующего президента и оппозиционного политика. Конечно, у меня к нему негативное отношение, но это мое гражданское право.
– По-вашему, это не элемент большой игры Виктора Ющенко против Юлии Тимошенко?
– Все развивается естественно. Закончился этап революционной зачистки, и начался этап диалога внутри разных электоральных групп. В этом отношении диалог Ющенко–Тимошенко на повышенных тонах и диалог Ющенко–Янукович со сжатыми зубами – естественные вещи.
– Что вы думаете о политреформе?
– Я о ней очень хорошего мнения. Ведь я был депутатом от соцпартии, а именно она была ее инициатором. Я голосовал за эти законопроекты. Более того, я считаю "оранжевую революцию" революцией не потому, что поменялся президент, а именно из-за смены самой системы власти. Если бы не конституционные изменения, это была бы просто смена лиц. А после решения Рады о реформировании – это уже революция.
– Но недавно Виктор Ющенко просил ее отложить. Сложилось впечатление, что ему это не очень нужно.
– Все позади. Сегодня президент уверен в необходимости политреформы, которая наступит с 1 января будущего года.
– Предвыборная кампания, по существу, началась. Социалисты и "Наша Украина" останутся друзьями?
– Я бы не назвал дружбой и то, что есть сейчас. У социалистов и "Нашей Украины" разные взгляды по многим вопросам. Выборы начались, но, думаю, соцпартия, "Наша Украина" и блок Владимира Литвина будут вести свои кампании. Но не борясь друг с другом. У нас разные точки зрения, но общее стратегическое видение будущего Украины.
Владимир Соловьев, КоммерсантЪ