КПУ достаточно веры в себя
Политические события в Украине с каждым днем все больше начинают напоминать добрые индийские фильмы, которые, как и наша политика, полны накалом «страстей» и интригой. Практически каждую неделю, а то и день, можно услышать очередное громкое заявление кого-нибудь из «персонажей» украинской политики. Одни за другими следуют бесконечные отставки и назначения, выплывают наружу новые межфракционные конфликты, взаимные обвинения, новые модифицированные законы. Все это делается ради победы, «одной на всех», за которую никто не стоит за ценой. Да, и не зачем скупиться. Это, к сожалению, тот случай, когда цель оправдывает средства. А результат метания «гнилых помидоров» - красных в синих, синих в зеленых, зеленых в белых, мы увидим весной 2006 года.
«На манеже все те же»
Ющенко подписал… Янукович заявил… Тимошенко призывает… Литвин, Мороз, и даже Кравчук мелькают в пленарных «сериях» Верховной Рады и многочисленных пресс-конференциях. Однако, есть еще бойцы невидимого фронта, или скорее «невидимые» фронтовые бойцы, о которых уже как-то подзабыли. Это наши «левые» коммунисты, которые подозрительно затаились в «гробовом» молчании, как бы готовятся к стремительному рывку. Но опасаться не стоит, коммунисты абсолютно «травоядны». Ведут себя примерно, молча, не «голосуют». Как гласит народная мудрость: «Человек молчит, если он слишком умный, или если сказать нечего». Кто как, а вот Институт Евро-Атлантического сотрудничества утверждает следующее: «Среди причин упадка украинского коммунизма чаще всего называют объективное, естественное сокращение социальной базы. Но сегодня как никогда стала заметна и другая их особенность — полное отсутствие свежих мыслей и идей, а также мозговых центров, которые сформулировали бы какую-либо творческую программу для коммунистического кандидата. Пока не было замечено, чтобы на коммунистов работали модные ныне политические технологи, даже российские». Похоже, что Симоненко и его партия наткнулись на «политический ступор». И, похоже, это надолго, если не на совсем. Стратегом и идеологом кампании Симоненко считается народный депутат Георгий Крючков, наряду с коллегой Борисом Олийныком (исключенным из фракции коммунистов 7 февраля 2005 года), известный как партийный интеллектуал. Однако звезда идеологического и романтического интеллектуалов КПУ уже на закате, и ждать от них неких новаций или откровений не следует.
Симоненко заменил лицо «брендом»
Левая часть украинской оппозиции фактически не претендует на реальную власть в стране. Коммунисты усвоили советскую форму оппозиционности и за годы независимости стали своеобразными «диссидентами наоборот» — они выступают против правящего режима, но не претендуют на реальную власть. Сила политической марки «КПУ» — основной ресурс украинских коммунистов. Именно он уже несколько избирательных циклов делает депутатами малоизвестных людей при условии, что в бюллетене для голосования будет указана их принадлежность к коммунистической партии. Но если в 1999 году Петру Симоненко хватало брендового ресурса, чтобы пробиться во второй тур и уже там поздравить победителя, то теперь подобная стратегия, учитывая конкурентные свойства других кандидатов, такого привилегированного положения ему отнюдь не обещает. Одним словом, одного «бренда» не достаточно. Да и потом, парламентская кампания 2002 года показала изменение брендов: чисто партийные «торговые марки» уже не пользуются прежним спросом, избиратели желают потреблять персонифицированный политический продукт. Проблема Петра Симоненко именно в том, что в его партии бренд лидера растворяется в бренде партии. Это политическая сила, которая закрепилась, скорее, на консервативном, чем на радикальном полюсе социально-политической динамики украинского общества. К риторике Петра Симоненко, преисполненной гневных выпадов и обвинений, избиратели и политики привыкли так же, как и к отсутствию в них конкретики и перспектив.
Коммунисты попали «под сокращение»
Как заявил Петр Симоненко, КПУ не будет сотрудничать с политическими силами, которые были ранее у власти, и потому на парламентские выборы выборы-2006 коммунисты пойдут самостоятельно. Симоненко также подчеркнул, что именно его партия является единственной реальной оппозицией нынешней власти. В то время, как социалдемократизированные компартии стран бывшего соцлагеря вели свои государства в ЕС и НАТО, коммунисты в постсоветском мире уверенно заняли нишу самой безопасной разновидности «вечной оппозиции». Позиционные игры в «объединенную оппозицию» Петр Николаевич прекратил первым из оппозиционной четверки, позже заявив о своем участии в президентской гонке как о партийном долге. Действительно, актуальная стратегия для КПУ — подход к пропорциональным выборам 2006 года с наименьшими потерями. Инструмент достижения цели — достойное участие в президентской кампании для сохранения за собой репутации «истинной» оппозиции. Несмотря на это, 1-й тур президентских выборов стал болезненным поражением для «левых». Меньше 13%, которые набрали на троих Симоненко, Мороз и Витренко, говорят о полном крахе, если принять во внимание результаты, которые они показывали в предыдущих президентских и парламентских компаниях.
По результатам апрельского опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы», рейтинг КПУ составляет 6,5%, оставив за собой только ПСПУ и СДПУ (о). Кроме того, стоит отметить тот факт, что четыре года назад на митинги коммунистов выходило до ста тысяч человек. А 7 ноября 2004 года КПУ собрала всего тысячу своих соратников. Не без помощи СПУ, популярность коммунистов в период президентских выборов-2004, упала в 4 раза в сравнении с парламентскими выборами 2002 года. Все это усложняет перспективы КПУ на предстоящих парламентских выборах. На сегодняшний день у компартии самый низкий результат за последние 10 лет. И как утверждает директор политико-правового программирования Украинского центра экономических и политических исследований им. О. Разумкова Юрий Якименко, ситуация с политическими лидерами до весны 2006 года не изменится.
Продолжение следует...
Дмитрий Воронков ELCOMART Выборы 2006