Владимиру Литвину все-таки пришлось заговорить. По меткому определению Мирославы Гонгадзе, Литвин последние годы "отнекивался" от любых вопросов по делу убийства Георгия, заявляя, что не хочет "комментировать бессмыслицу". Но после того как социалист Николай Рудьковский в прошлую среду с трибуны Верховной Рады потребовал от Литвина написать явку с повинной, спикер начал публичную кампанию по спасению собственного имиджа.
Європейское фиаско
На прошлой неделе Владимир Михайлович побывал в Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Правда, перед тем ПАСЕ приняла резолюцию, согласно которой европейские депутаты хотят видеть организаторов убийства Гонгадзе на скамье подсудимых, но пока Литвин занял место в зале заседаний Парламентской ассамблеи.
Владимир Михайлович попробовал сделать пиар даже из факта своего появления перед европейскими депутатами. "Сам факт моего пребывания перед вами подтверждает, что я совершенно спокойно отношусь к этим обвинениям и воспринимаю их как политическую провокацию", - заявил Литвин. После этого один из членов ПАСЕ, видно, тоже немало удивленный появлением украинского спикера, напомнил ему о пленках Мельниченко и известном разговоре в кабинете Кучмы относительно исчезновения Гонгадзе.
"Я просил бы уважаемого коллегу не говорить в утвердительном тоне!" - воскликнул Владимир Михайлович, при этом сославшись на какую-то международную экспертизу, которая якобы установила смонтированность пленок Николая Мельниченко. Литвин не объяснил, какую экспертизу имеет в виду, но, наверное, речь шла об исследовании, проведенном совместно с российскими и латвийскими специалистами еще во времена Генпрокурора Геннадия Васильева и Президента Кучмы. Тогда перед "экспертами" стояла задача доказать "хвальшивость" пленок, с чем они и справились. "Насколько я знаю, других заключений не было", - сказал Литвин, забыв и о заключении Службы безопасности Украины, озвученном ее экс-главой Александром Турчиновым, и о многочисленных международных экспертизах, подтвердивших аутентичность пленок.
"Чем чаще Председатель Верховной Рады Владимир Литвин будет ездить в Европу, чтобы не краснея бросать неправду в лицо европейским депутатам, тем меньшим будет доверие европейцев к украинской демократии, - сказал в пятницу с трибуны Верховной Рады социалист Николай Рудьковский. - Литвин заявил перед всей Европой, что записи разговоров в кабинете Леонида Кучмы смонтированы, что доказательства недостоверны. То же самое на протяжении пяти лет утверждала старая кучмовская власть. Это позор для Украины. Ведь именно потому, что всему миру было еще пять лет назад очевидна причастность Кучмы и Литвина к тяжкому преступлению, Парламентская ассамблея Совета Европы и требует наказания высоких должностных лиц!"
Рудьковский также сообщил неприятную для Литвина новость: уже в ближайшее время ему необходимо будет явиться в суд. "Я вынужден подать в суд на Председателя Верховной Рады и на лживую газетку его Народной партии за клевету. Господин Литвин сказал, что он готов со мной судиться. Прекрасно. Я хочу только, чтобы Литвин не струсил, не спрятался за спины адвокатов, а пришел лично на заседание, - заявил социалист. - На суде должны быть представлены материалы экспертизы Службы безопасности Украины, материалы Генеральной прокуратуры Украины, будут приглашены ведущие эксперты. Возможно, этот суд станет прелюдией к суду по делу Георгия Гонгадзе".
Комиссия "от Литвина"
Еще одно знаковое событие произошло в четверг. "Литвиновцы", при поддержке группы "Вперед, Украина!", в которую входит зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук, инициировали создание временной комиссии "по расследованию обстоятельств кассетного скандала и его влияния на национальную безопасность Украины".
Инициатором идеи и председателем комиссии стал Виктор Драчевский. Драчевский сам по себе личность очень интересная: на выборах 2002 года он, в то время первый заместитель главы УМВД в Днепропетровской области, благодаря судебным решениям победил кандидата от "Нашей Украины" Александра Жира, который до 2002 г. возглавлял комиссию ВР по расследованию убийства Георгия Гонгадзе. Ее прежний председатель руховец Александр Лавринович при Кучме очень неожиданно занял должность министра юстиции - после того, как его обвинили в торможении работы комиссии. Власти были очень заинтересованы в непрохождении Жира в парламент, и методы на тех выборах использовались соответствующие.
О причинах создания комиссии и о ее будущей работе корреспондент "Товарища" спросил народного депутата Евгения Филиндаша, который вместе с Николаем Рудьковским вошел в ее состав.
- Евгений Васильевич, почему "литвиновцы", так долго пытавшиеся обойти молчанием дело Гонгадзе и пленки Мельниченко, вдруг инициировали создание комиссии?
- Они долгое время надеялись, что это дело рано или поздно само собой угаснет, будет спущено на тормозах, не дойдет до суда, люди о нем забудут и все на этом закончится. Теперь они поняли, что этого не будет, и взяли на вооружение метод "лучшая защита - нападение". И буквально на второй день после известных событий, когда мой коллега Николай Рудьковский бросил Литвину его газету с пасквилями, они сменили тактику, чтобы попробовать заставить социалистов оправдываться.
- Была комиссия по расследованию убийства Георгия Гонгадзе под руководством Григория Омельченко, которая сделала свой вывод. Функции новой комиссии очень схожи. "Народникам" просто не понравилось заключение, согласно которому Литвин причастен к убийству журналиста, и они решили создать другую комиссию?
- Да. Фактически создается во многом подобная комиссия, и инициаторы ее создания рассчитывают, что она даст иной результат. С другой стороны, я могу вас заверить, что социалисты не допустят фальсификации расследования.
- Если есть комиссия Омельченко, есть результат ее работы, за который проголосовала Верховная Рада, то зачем социалисты голосовали за создание еще одной комиссии?
- Социалисты голосовали "за", потому что любые инициативы любых сил нами приветствуются, если они, несмотря на истинные мотивы тех, кто их провозглашает, могут поставить точку в "деле Гонгадзе". Ведь для нас самым важным вопросом является это преступление и необходимость его расследовать. Дело длится пять лет, и за эти годы каждому гражданину надоело, что его не могут раскрыть. Это, в конечном счете, позорит всю Украину. Мы с Николаем Рудьковским планируем активно работать в составе комиссии. Несмотря на цели организаторов этой акции. Я думаю, Литвин сильно просчитался, когда инициировал создание комиссии, поскольку очевидную правду не удастся заменить с помощью каких-то манипуляций и схем.
- Комиссия уже начала работу?
- Это должно было произойти в пятницу. Но из-за отсутствия кворума начало работы перенесено на 11 октября.
- Когда она может закончить работу?
- Когда дело об организаторах и заказчиках убийства Гонгадзе попадет в суд. В противном случае у меня есть подозрение, что она будет работать вплоть до нового созыва парламента, поскольку Литвину и близким к нему силам выгодно как можно сильнее затормозить дело, чтобы в нем не была поставлена точка. Я уверен, они будут делать все, чтобы затянуть процесс.
Виталий Криворучко, «Товарищ»