На этих выходных лидер СПУ, он же так называемая «совесть нации» Александр Мороз умудрился выудить из экологически мутной воды Донбасса чрезвычайно жирную рыбу. Занесенную в Книгу красных директоров и относящуюся к редчайшему виду – «олигарх социалистический».
Ну, в общем-то, Владимира Семеновича Бойко, директора Мариупольского металлургического комбината им. Ильича, одного из богатейших людей Украины (по данным экспертов, его состояние оценивается приблизительно в 1,7 млрд. долл.), старого друга и соратника Леонида Кучмы, «губернатора Мариупольской области» и, наконец, просто народного депутата, в социалисты, не мудрствуя лукаво, заочно записал сам Мороз, – нужно же было как-то легендировать публичную «помолвку». При этом, как утверждают очевидцы, Сан Саныч едва только не прыгал от радости – официально заполучить в ряды вечно нуждающейся партии столь толстый (хотя по виду г-на Бойко этого ну никак не скажешь) денежный мешок ему удалось впервые. А уж о том, что новый партнер социалистов является еще и единоличным держателем реального админресурса, мощи которого может позавидовать даже Донецкая обладминистрация, знает любой житель южной части Донбасса.
Админресурс Владимира Бойко откровенно специфичен – как и, собственно, сам имидж «мариупольского губернатора». Типичная иллюстрация методов предвыборной агитации Владимира Бойко: «Пусть мне хоть кто-то в поселке не проголосует за «ЕдУ» – брошу вашу фабрику к такой-то матери, пусть вас государство содержит, все равно мне от вас одни убытки» – и поселок голосует единогласно. Потому что хозяина любит и уважает – зарплаты высокие, соцзащита такая, что и при Союзе не снилась, а на работу пристроены даже те, кому на производстве вовсе делать нечего – оформлены уборщиками, по утрам поселок подметают… Потерять такую халяву?! Да ни за что на свете!..
Между тем, заложниками желанной «халявы от Семеныча» стали уже не десятки, а сотни тысяч жителей Донбасса (едва ли не добрая половина сельхозпредприятий юга области, не говоря уже о сопутствующих металлургических производствах, рыбоконсервном комбинате, швейной фабрике и пр. и пр., вплоть до Мариупольского аэропорта – все это давно поглотила постоянно расширяющаяся империя ММК им. Ильича), а еще столько же им горячо завидуют, мечтая, что скоро Бойко доберется и до их предприятий, прозябающих под игом жлобствующих инвесторов. И все они, безусловно, проголосуют так, как скажет добрый хозяин – как в 2002-м голосовали за Кучмину «ЗаЕдУ», в которой Семеныч шел на выборы под четвертым номером. В общем, можно с уверенностью сказать, что ядерный электорат на востоке страны Мороз себе обеспечил. А это ни много ни мало – сотни тысяч гарантированных голосов. Фактически, опираясь на юг Донецкой области, социалисты теперь могут не беспокоиться о взятии трехпроцентного барьера. В конце концов, та же пресловутая «Еда» под невзрачным управлением Владимира Литвина попала в парламент главным образом благодаря объединенному админресурсу «донецких» – тогдашнего губернатора Януковича, Владимира Бойко, Георгия Скударя (Новокраматорский машиностроительный завод) и прочих «красных директоров», по совместительству Героев Украины…
Понятно, что ради столь жирного куша Александр Мороз предпочел закрыть глаза на далеко не безупречное прошлое вождя «ильичевцев», которого до сих пор ласково называют одним из главных столпов кучмизма – именно того, заметим, кучмизма, с которым «ум, честь и совесть нашей эпохи», иначе говоря, Мороз А. А., столь яростно и принципиально боролся со времен его возникновения и борется сейчас.
Принципиальнее, чем с кучмизмом, отечественные социалисты борются разве что с олигархами – теми самыми буржуинами, которые при покровительстве бессовестного Данилыча демонстративно украли у государства крупные промышленные предприятия… Как же можно сравнивать с ними такого «крепкого хозяйственника», как Владимир Бойко?! Ну что он там крал? Комбинат Ильича при поддержке Кучмы по спецзакону приватизировал? Ну так это же не «Криворожсталь», в конце концов. Пинчук с Ахметовым конкурс под себя подогнали, а Владимир Семеныч и конкурса никакого не проводил, просто купил у самого же себя завод, да и все тут. Зато у него на комбинате борщ по 18 копеек и бизнес-ланч за 2 гривны. По сравнению с этим «социалистическим борщом» пресловутая «коммунистическая колбаса» по 2.20 – тьфу, вчерашний день, как в прямом смысле, так и в переносном.
Вот за борщ Мороз и зацепился – «откровенно, не заискивая, высказывая уважение к этому знаковому человеку» Потому как находить в совершенно неожиданных местах необходимые «зацепки», дающие возможность непринужденно топтаться по громко декларируемым принципам (это похоже на традиционную методику одурачивания зрителей в исполнении фокусников – пока правая рука исполняет отвлекающие маневры, левая тихонько запихивает в пустую шляпу жирного кролика – вуаля!) и сохранять при этом важный вид, Мороз умеет, пожалуй, как никто другой – не зря по-прежнему числится «моральным» политиком, хотя употреблять это понятие применительно к Сан Санычу и компании трезвомыслящие люди давно уже не рискуют.
Между тем, каждому порочному деянию (которое, заметим, другого политика давно бы уже в глазах избирателей уничтожило) у Мороза всегда находится какое-нибудь «высокоморальное» объяснение. Вхождение в «каневскую четверку» с Марчуком, Ткаченко, Олейником и последующий «кидок» соратников случились, например, потому, что надо было бороться против общего врага, а «только Мороз может победить Кучму!». Бесстыдное сотрудничество с коммунистами и эсдеками (взамен на что СПУ получила медийную, а также, если верить злым языкам, материальную подпитку накануне президентских выборов 2004 года – Мороз тогда от избытка чувств даже предрек, что отные выборы будут куда более честными, чем в 1999-м) объяснялось тем, что очень-очень надо любой ценой, вплоть до предательства, провести политреформу, иначе у Ющенко рога выростут. Подписание всевозможных меморандумов о сотрудничестве, в частности, с российскими шовинистами из Родины («пакт Ющенко-Януковича», согласитесь, и рядом не валялся) случилось потому, что украинским социалистам стало жалко «нациков» Рогозина, и они решили помочь российским друзьям вступить в Социнтерн. Прием во фракцию СПУ ряда одиозных фигур типа богатенького эсдека Гайдоша – был объяснен правом на покаяние по принципу апостола Павла. Причем, что показательно, в последнем случае этот религиозный бред огласил… министр внутренних дел Юрий Луценко! Впрочем, тогда он не знал, что его назначат главным гонителем доброй дюжины «апостолов Павлов» из криминальной компании Януковича. А ведь тот именно таким образом и пытался оправдаться!.. Ну что ж, все вышло по канонам – «свой своя не познаша»…
В общем, «моральность» так и прет из всех социалистических щелей. И чем ближе к выборам, тем «моральнее». Кстати, почему, например, «совесть нации», побратавшись (во всяком случае, до традиционного «кидка», который, рано или поздно, всегда случается у социалистов) с ММК им. Ильича, до сих пор не взяла в оборот «соседнюю» компанию СКМ? Такой принципиальный человек, как Мороз, согласитесь, в два счета нашел бы необходимые аргументы для объяснения того, что Ринат Ахметов – типичный социалист. Стоит только посмотреть сгенерированную заморскими пиарщиками… впрочем, нет, про пиарщиков лучше опустить – имиджевую рекламу компании, с утра до ночи крутящуюся по телевизору не реже каких-нибудь памперсов. «Мы заботимся о своих сотрудниках… мы заботимся об их благосостоянии… мы предоставляем им возможности для развития…» – и все это на фоне позирующих пенсионеров-орденоносцев и даже какой-то беременной женщины… Социализм? Безусловно! Так чего ж добро зря пропадает? Сан Саныч в два счета нашел бы ему достойное применение. И, главное, мораль бы при этом не пострадала. Потому что страдать уже нечему.
Василий РЫБНИКОВ, Обком