Из ближайшего политического соратника Юлии Тимошенко Степан Хмара превратился в ее последовательного и жесткого критика. Один из отцов украинского национал-демократического движения обвиняет экс-премьера в измене национальным интересам и объявляет о сожжении всех мостов между ними.
- Вы обвиняете правительство Юлии Тимошенко почти во всех экономических проблемах, охвативших Украину после президентских выборов, саму Тимошенко - в авторитаризме и политической неразборчивости. Но еще совсем недавно вы были в ее команде. Более того, вы являетесь одним из тех, кто привел Тимошенко во власть. Куда же вы раньше смотрели, Степан Илькович?
- Раньше у Юлии Тимошенко было совсем другое поведение, и другой была "Батькивщина". Команда, в которую я входил, много делала, чтобы изменить обанкротившуюся власть. Тогда там не было ни Абдуллиных, ни Фельдманов, ни Бродских, не было сотрудничества с Коломойским. Но после выборов, заняв должность премьера, Тимошенко поменяла тактику. Ее методы работы стали резко авторитарны. Она начала формировать окружение из участников режима Кучмы, представителей мафиозных кланов. Аналогично подбираются люди на руководящие посты в "Батькивщине". Возглавив правительство, Тимошенко задумалась не о проблемах, стоящих перед страной, а о победе на выборах 2006 года. Причем - любой ценой, принимая поддержку от антиукраинских сил.
- Неужели авторитарность Тимошенко не проявлялась, когда она была одним из лидеров оппозиции?
- Тогда это так не чувствовалось, в партии учитывалось и общее мнение, и мое лично. Сейчас же там все решают два человека: Тимошенко и Турчинов. Те, кто с ними не соглашается, должны или сами отходить от дел, или их грубо выбрасывают, как это прослеживается в целом ряде организаций на местах.
- Какая-то реакция на вашу критику со стороны Юлии Тимошенко была?
- От личной критики она удержалась. Думаю, просто не нашлось аргументов, чтобы отрицать мои доводы.
- Вы окончательно поставили крест на сотрудничестве с Тимошенко?
- Да. О возвращении не может быть и речи. Это не моя команда. Она ничем не отличается от команды, которая работала с Кучмой.
- Чего добивается Юлия Тимошенко? Президентства?
- Очевидно, она хочет всей полноты власти. Быть первым номером в политике и властной вертикали. К сожалению, на этом играют другие силы - и в Украине, и за ее пределами. Возможно, ей кажется, что она - самостоятельный политический игрок, но это не так. Посмотрите, какой транснациональный капитал готов на нее ставить. А чего стоят заигрывания с Россией? Судя по всему, Россия смотрит на нее как на одного из основных проводников своих интересов в Украине. Похоже, в ходе поездки Тимошенко в Москву были достигнуты определенные договоренности.
- Куда, по вашему мнению, пойдет Украина, если Юлия Тимошенко добьется всей полноты власти?
- Тимошенко никогда не добьется всей полноты власти, и никогда не будет премьером. Она уже показала свою неспособность справляться с задачами, которые стоят перед Украиной. Уже есть практика - те месяцы, когда она была при власти.
- Своей резкой критикой Юлии Тимошенко вы в определенном смысле обособили себя от соратников по национал-демократическому лагерю. Не боитесь, что сбудется прогноз главы парламентской фракции БЮТ Олега Билоруса, заявившего, что если вы не одумаетесь, то станете "политическим бомжем?"
- Это будет не Билорус решать, а народ - какую политическую силу поддерживать. Я никого не предал. Я ушел уже из другой команды, превратившейся в своего антипода. Я от собственных принципов отстаивания национальных интересов Украины и демократии не отступал и не собираюсь. Если они это сделали, мне с ними не по дороге.
- В национал-демократическом лагере уже был случай, когда известный политик начал критиковать лидера, а потом и вовсе покинул команду. Я говорю о Тарасе Чорновиле. Как вы оцениваете его эволюцию?
- Каждый имеет право критиковать. Но он ушел в антиукраинский лагерь, причем - в разгар избирательной кампании. По-моему, здесь все очевидно.
- Где вы видите свое политическое будущее?
- В той силе, которая является украинской - в Украинской народной партии.
- Один из политологов, комментируя намерения УНП идти на выборы самостоятельно, употребил фразу "безумство храбрых". Вам не кажется, что самостоятельное плавание блока Юрия Костенко - утопия?
- Так можно и нашу борьбу с тоталитарным режимом в 70-х назвать сумасшествием. История расставила точки над "і", борьба принесла плоды. Без нее не было бы сегодня независимой Украины. Так и сейчас. Партия, которая отстаивает интересы украинского народа, имеет перспективу, и должна идти к своей цели.
- Не разумнее было бы блокироваться с кем-то?
- А с кем? Можно блокироваться, но при этом раствориться в общем брожении, потерять лицо и собственные позиции. При нынешних условиях Юрий Костенко - оптимальная кандидатура, чтобы возглавить правительство.
- Представители НСНУ начали говорить о необходимости возобновить команду времен Майдана, имея в виду примирение с БЮТ. Это возможно?
- Нет. У БЮТ совсем другие интересы. Я не вижу, чтобы они отстаивали национальные интересы Украины. Эта сила просто борется за власть.
- От Президента Виктора Ющенко ожидали многого, сейчас же народ разочарован. Не пора ли признать, что украинские политики, как и общество в целом, ошиблись с предводителем, который оказался не готовым к руководству большим государством?
- В этом нет сенсации. Все понимали, что Ющенко - переходная фигура. В сложившейся ситуации ставка делалась на него потому, что он являлся наиболее популярным политиком, способным победить. Теперь все будет зависеть, кто возьмет верх на парламентских выборах. Если здоровые украинские силы - то они, безусловно, смогут корректировать политику и самого президента.
- Думаете, после всего, что произошло за этот год, в украинцев остались резоны еще раз давать аванс доверия Ющенко и его политической силе?
- Сейчас не идет речь об авансах для президента, поскольку народ будет избирать другую ветвь власти. Здесь не может быть места для разочарования. Должен быть холодный ум - надо думать и честно исполнить свои гражданские обязанности.
- Кого вы понимаете под "здоровыми силами?"
- Те, кто честно работает для Украины. Еще раз подчеркиваю, что УНП ярко отличается на политическом поле своим позитивом: идеологическими принципами и командой, которая незапятнанна.
- УНП никак не наберет 50%, чтобы сформировать правительство. Надо вступать в союз. С кем?
- Если НСНУ приведет в парламент нормальный список депутатов, это будет естественный союз.
- Недавно Виктор Ющенко не исключил блокирования в новом парламенте НСНУ и Партии регионов...
- За Ющенко тяжело отвечать. Он уже сделал немало ошибок. Дай, Боже, чтобы впредь он их делал меньше.
- Одной из главных ошибок Президента Ющенко называют предоставление неприкосновенности для депутатов местных рад, дарованную им по итогам договоренности с Виктором Януковичем...
- Я это оцениваю как большую глупость, антиконституционный шаг. Президент не имел права подписывать этот закон, как противоречащий Конституции.
- Недавно глава ЦИК Ярослав Давыдович высказал мнение, что фальсификаторы выборов так и не будут наказаны. Почему новая власть не смогла найти виновных в фальсификациях?
- Потому, что новая власть не хотела этого. Это меня удивляет и раздражает. Первым следовало открыть дело против тогдашнего главы Центризбиркова Сергея Кивалова. На следствии он бы много чего раскрыл, и дело можно было расследовать до конца. К сожалению, правоохранительные органы обходят Кивалова. Очевидно, телефонное право срабатывает или что-то другое.
Похожая ситуация с приватизацией. Я еще при Кучме обращался к Генпрокурору с требованием возбудить криминальное дело против главы фонда Госимущества Михаила Чечетова. Были очевидные эпизоды, когда он допустил злоупотребление служебным положением при приватизации завода чистых металлов в Светловодске. Если бы началось расследование, Чечетов мог бы попутно рассказать, как проводилась "прихватизация" "Криворожстали" зятем Кучмы Пинчуком. Можно было доказать коррупционные схемы, и не надо было бы сейчас возвращать 4 миллиарда гривен.
- Это же сколько крику поднялось бы!?
- Если б все по закону, народ сторону государства поддержал бы. И не очень бы олигархи кричали, хотя бы из опасения остаться без остальных объектов.
- Власть способна эффективно распорядиться деньгами, полученными от приватизации "Криворожстали"?
- Пока я этого не вижу. Вырученные средства нельзя пускать на проедание. Особенно - с учетом возможности их использования в популистских целях.
- Вы критикуете Тимошенко за сотрудничество с кучмистами. Но премьер Юрий Ехануров - тоже кучмист, а вы дважды за него голосовали.
- Он не кучмист. Ехануров давно определился и был в правительстве Ющенко, потом на парламентских выборах шел в оппозиционном блоке. А если копать глубже, то все вокруг кучмисты. Кроме отдельных исключений.
- С приходом правительства Юрия Еханурова стране стало легче?
- Сразу легче стать не может, ведь это правительство в непростой ситуации. Кроме негативных последствий деятельности кабинета Януковича, ему еще надо исправлять грубые ошибки, в том числе - стратегические, допущенные правительством Тимошенко. Сразу рассчитывать на улучшение - наивно. Но видно, что Кабмин под началом Еханурова работает на результат, а не на "пиар".
- По вашим словам, Президент Виктор Ющенко - фигура переходная. Когда же народ, наконец, дождется "настоящего" президента?
- Это не поддается рациональному анализу - когда? Это выходит за пределы плоскости политики, входя в плоскость философии, иррациональности. Тогда, когда Бог пошлет. В свое время, - когда украинский народ был в катастрофическом положении, Бог послал нам Тараса Шевченко - нашего вечного пророка. Если бы мы жили по его заветам, у нас бы гораздо лучше дела шли. К сожалению, забывают Тараса...
Український вибір