Идея федерализации Украины принадлежит российским политтехнологам, в раздроблении страны заинтересована Москва, а украинская оппозиция никогда по-настоящему не поддерживала идею создания Юго-Восточной Автономии. Об этом в интервью заявил известный украинский политологВладимир Фесенко:
В последнее время среди украинских политиков вдруг стала популярной идея федерализации страны. Причем все, кто об этом говорит, на том или ином уровне проводили консультации в Москве. Нет ли здесь связи?
Владимир Фесенко: Москва стремится активно участвовать в парламентских выборах на Украине. Другое дело, что Кремль, политтехнологи, ведущие политические силы вынесли для себя уроки после прошлогодних выборов и не собираются делать ставку на одну какую-то силу. Во-вторых, они стремятся играть опосредованно, не только поддерживая напрямую политических игроков, но и задавая определенные темы во время избирательной компании. Одна из этих тем – федерализация страны. Она была заиграна во время президентской компании, ее выгодно использовать, чтобы сыграть на противоречиях между востоком и западом, актуализировать проблему политического раскола. Я склонен к поддержке гипотезы о том, что тема эта задается из Москвы. У нас она менее актуальна. Социологические опросы показывают, что идею федерализации поддерживает не более 30% населения. Что лишний раз свидетельствует о том, что в обществе более актуальны проблемы социально-экономического порядка и выбора пути развития. А федерализация – скорее политтехнологическая «фишка».
То есть, за этим не стоит никакого плана?
В.Ф.: Если говорить о стратегии, то в интересах России, чтобы Украина не была сильно и консолидированной. Потому что тогда сложнее будет влиять на нее. Чтобы Украина не уходила чересчур резко в сторону Запада. Слабая, раздробленная страна, лидеры которой, как в период феодальной раздробленности, постоянно ездили бы за ярлыком княжения в Кремль, постоянно вымаливали бы милости. А то, что мы видим последние месяцы…
Юлия Тимошенко, казалось бы, новый яркий оппозиционный лидер, и один из первых политических шагов после отставки – поездка в Москву. Это именно то, чего Москва хотела бы. И идея федерализации, политического раздробления единого пространства Украины – это то, что отвечает интересам России. Украина еще не стала единой политической нацией и не скоро станет. Это процесс достаточно длинный, потому что общество гетерогенное, разнородное в социокультурном плане, в экономическом, в историческом. И федерализация просто законсервирует эту гетерогенность. На этом можно будет очень хорошо политически играть.
Возможно ли расколоть Украину?
В.Ф.: Теоретически да. Хотя прошлогодние события показали, что эта технология не сработала. В том числе и потому, что те игроки, на которых рассчитывали, они сами в определенный момент испугались: не слишком ли мы далеко идем, не наша это игра. Простой пример – Ринат Ахметов . У Ахметова бизнес большей частью легальный, большей частью ориентированный на экспорт. Последние месяцы Ахметов идет по пути Индустриального союза Донбасса: стремится легализовать свой бизнес на Западе. Это еще и стратегия выживания: он уводит часть капитала, снижая риски в Украине. Для такого системного легального бизнеса федерализация и, тем более, сепаратистские тенденции означали бы ситуацию Приднестровья. Там хорошо заниматься контрабандой, теневыми, практически криминальными бизнесовыми играми, но не системным бизнесом, связанным с Западом. Ахметов это очень хорошо понимает. Тем более, уже избрал стратегию презентации себя как легального олигарха. Я думаю, что неудача съезда в Северодонецке была связана с командой Ахметова не усугублять ситуацию и не идти дальше. Второй пример – Виктор Пинчук , который давно играет с Западом и стремится повысить свое политическое и бизнесовое реноме. Даже те олигархи, которые поддерживали Кучму, они не ввязались в эту игру, потому что она противоречит их интересам.
«Новый Регион»