В начале осени Украинская народная партия вышла из состава фракции "Народный союз "Наша Украина". Теперь УНП отказывается входить в блок Ющенко - и создает свой блок с Иваном Плющом. В чем причина очередного раскола команды, рассказал глава УНП Юрий Костенко.
- Для всех до сих пор остается невыясненным вопрос, почему Украинская народная партия вышла из состава фракции "Народный союз "Наша Украина", хотя ваша партия, как вы заявляете, поддерживает политику Президента Украины...
-Когда УНП четыре раза была у власти, то не было ни "Нашей Украины", ни фракции "Наша Украина", а мы были. Мы этот путь протаптывали, в том числе и для Виктора Ющенко. Поэтому мы не выходили из фракции - из фракции вышел "Народный союз "Наша Украина", который создал свою партию из бизнес-окружения Виктора Ющенко. А мы остались, как и были, украинской политической силой, которая отстаивает интересы украинского общества.
- Почему же УНП не вошла в блок Ющенко?
- Та же проблема и причина. НСНУ исповедует либеральную идеологию. Мы исповедуем национально-консервативную, идеологию защиты национального производителя, поддержки государственными методами украинского крестьянина и формирование в Украине украинского лица. Всего этого нет в идеологии НСНУ. Они исповедуют открытость национального рынка для всех экономик мира. Это принципиально другая стратегия экономического развития. Я постоянно акцентирую внимание на том, что в украинском обществе из-за низкого уровня политической культуры сложилась традиция голосовать за лицо, а не за суть того, что политическая сила может дать Украине.
- А почему блок создан именно с Иваном Плющом?
- Он с нами с 1990 года, с того момента, когда он сделал свой политический выбор в пользу Украины и украинского дела. Именно Иван Плющ провел Декларацию за государственный суверенитет в июне 1990 года, в том числе и с Вооруженными силами Украины. Вы можете себе представить, что достигнуто это в Советском Союзе? К тому времени это была наибольшая победа, за которую он заплатил очень дорого, но это уже другая история.
- Фавориты нынешней избирательной кампании уже обнародовали списки кандидатов в депутаты. По какому принципу формировались списки УНП?
- Партии формируют свои списки по отработанным принципам, когда каждая областная организация и каждый политик в зависимости от своего вклада в общеполитическое дело имеют определенное место. Относительно блока, то он также формируется по таким принципам, то есть каждая политическая сила делает свой взнос в политическую кампанию (он может быть политический, информационный, организационный) и получает место.
- Пока социологические опросы свидетельствуют, что ваша партия и близко не набирает проходные три процента...
- Мы просто сегодня, условно говоря, сидим в социологии НСНУ. Все знают, что Костенко был первым заместителем Виктора Ющенко. И там наш рейтинг. Как только мы стартуем на выборах и заявляем, что идем на выборы самостоятельно - со своей политикой и своей идеей, - часть избирателей, которая бы голосовала за НСНУ, начнет обращать внимание на нас. И еще такой штрих: я никогда не сомневался в так называемой проходимости нашей партии. Мы отстаиваем идею, на основе которой возникла наша государственность. Если эта идея не поддерживается обществом, то это означает, что мы не живем в государстве Украина.
- Допустим, УНП проходит по спискам в ВР. Какие амбиции у вас как у лидера этой партии?
- У меня нет амбиций, так как я уже очень долго в политике. У меня есть интерес - мой политический интерес. А он состоит в том, чтобы наша программа была во многих частях реализована: в части энергообеспечения, в части поддержки малого предпринимательства, в части создания замкнутых и полузамкнутых технологических циклов изготовления готовой продукции. Все это есть в нашей программе. Выполнить эту программу можно тогда, когда Костенко является премьер-министром, а большая часть правительства состоит из членов Украинской народной партии, Украинского народного блока.
- На минувшей неделе вы заявили о необходимости провести референдум, чтобы отменить депутатскую неприкосновенность. Откуда так резко возникла эта идея? Или ее достали, извините, с пыльных полок прошлого?
- Вопрос о снятии депутатского иммунитета с депутатов всех уровней существует давно. Мы, как политическая сила, которая исповедует в политике идею "чистых рук", заинтересованы, чтобы в украинском обществе эта проблема решалась самим обществом. То есть чтобы сам избиратель мог сказать, поддерживает он эту депутатскую неприкосновенность, а также иммунитет Президента и судей, или нет. Программу борьбы с коррупцией, о которой много говорили год назад на майданах оранжевой революции, о которой все время говорит Виктор Ющенко, невозможно осуществить без решения именно этого вопроса. Приведу конкретный пример: как только был восстановлен иммунитет депутатов местных советов, моментально во всех регионах за мандаты-2006 изъявили желание бороться представители криминальных группировок, предприниматели. То есть им нужна депутатская неприкосновенность исключительно для того, чтобы избегать ответственности перед законом.
- Вам не кажется, что идея с референдумом - это повторение технологического шага СДПУ(о) и БЮТ, которые также недавно объявили о проведении разного рода референдумов?
- Мы не интересовались опытом СДПУ(о) в плане технологических шагов, так как свою политическую деятельность мы строим не на технологических шагах, а на идеях и на тех программных основах, которыми мы руководствуемся 16 лет в украинской политике. А вследствие нашей деятельности и нетехнологических шагов Украина обрела независимость, принята украинская Конституция, победил наш кандидат Виктор Ющенко. А относительно времени, которое мы выбрали, действительно, намного проще сегодня собрать людей на разного рода собрания и обсудить вопрос, как сформировать новое качество власти. Вопрос депутатской неприкосновенности является фактически вопросом чистоты политической власти, а затем и качества, и способности работать не на собственный карман, а на украинское государство, чем и должна заниматься власть.
- Мы помним, что было с результатами референдума 2000 года. Вы не боитесь, что вы также не достигнете желаемого результата?
- Меня не пугает опыт референдума 2000 года, лучше вспомнить опыт референдума марта 1990 года или референдума 1 декабря 1991-го. Это были шаги к демократии и действительному народовластию. В Швейцарии референдумом утверждается большинство законов. Понятно, что мы не Швейцария и не Европа... И последнее, вспомните, что к сегодняшнему дню нет нового закона о референдуме, который бы отвечал требованиям действующей Конституции. Поэтому инициируем референдум для того, чтобы общество, во-первых, могло сказать о своем отношении к проблеме неприкосновенности, а во-вторых, чтобы, наконец, Верховная Рада утвердила такой закон о референдуме, который бы разрешал украинскому обществу осуществлять прямое народовластие.
- Вы действительно верите, что депутаты этого созыва смогут отказаться от неприкосновенности?
- Главное, что я верю в демократию. А будет ли это имплементировано в украинское законодательство или нет, я этот вопрос оставляю открытым. Считаю, что следующий состав Верховной Рады не способен будет это сделать, так как по спискам главных игроков на выборах видно, что туда побежали в первую очередь те же предприниматели - олигархи, представители кланов, а не представители народа для реализации какой-то политической программы.
- А кто же виноват в этом?
- Если говорить о правовой стороне, то мы избираем власть. Но если говорить об эмоциональной стороне, то можно кивать на Президента, на Верховную Раду, которая формально утверждает законы, но все-таки это является следствием. На всех встречах, которые я провел за свою политическую жизнь, я каждый раз вынужден отвечать на упрек: "Вы, власть, никак не можете обеспечить нам красивую жизнь". Я говорю, что не могу отвечать за 449 других депутатов. Каждый отвечает только за свои действия. Поэтому, пожалуйста, избирайте в Верховную Раду, в местные органы власти тех, кто будет служить вам, а не своему карману. А вы избираете за двадцать гривен депутата? Избираете! За кило гречки избираете? Избираете! И за три кило макухи избираете? Избираете. А меня спрашиваете, почему ВР не работает на интересы украинского государства в целом и на вас в отдельности. Мы все отвечаем за качество той власти, которая нами руководит.
- Простите, но ведь за закон о неприкосновенности депутатов местных советов голосовали не только оппозиционные фракции...
- Голосовали, кажется, триста или даже больше народных депутатов. Голосовала даже треть нашей фракции. Но к тому времени это была нормальная ситуация. Вопрос не в голосовании за неприкосновенность депутатов местных органов власти. Вопрос в том, что эту проблему необходимо решать системно, один раз для всех категорий неприкосновенности. Потому что депутаты местных советов начали говорить: если вы такие умные, то с себя снимайте депутатскую неприкосновенность, а не с нас. К тому времени это был шаг по установлению депутатской справедливости. А вот сегодня надо говорить о шаге относительно установления социальной справедливости в украинском обществе. Все мы в равной степени отвечаем перед законом - и Президент, и председатель Верховной Рады, и депутат, и глава правительства.
"Столичные новости"