Моя теща, насмотревшись по телевизору рекламных роликов, отправилась на почту за пенсией, и, потрясая Конституцией, строго спросила: "Где моя экологическая надбавка?". Самое удивительное, что работник почты, видимо тоже поверив назойливой рекламе, в ответ произнесла обнадеживающее: "Пока нет". То, есть, "не волнуйтесь, женщина, подождите немного".
Люди опытные знают, что обещанных общественным движением "ЭКО+25%" экологических надбавок ждать придется ровным счетом до 26 марта 2006 года. После парламентских выборов эта идея, как и остальной политрекламный спам, будет забыта. До новых выборов.
Эксплуатировать проблемы окружающей среды политики начали уже давно.
Некоторым "зеленым" даже удавалось на экологически чистых велосипедах въехать в Верховную Раду. Но столь массированного наступления на умы и сознание украинского народа, раз в четыре года превращающегося в электорат, Украина еще не знала. По телевизору регулярно показывают счастливых кассиров предприятий и работников пенсионных фондов, выплачивающих еще более счастливым рабочим и пенсионерам диковинную экологическую надбавку. Для тех, кто телевизора не смотрит, в газетах целыми разворотами печатаются рекламные материалы о том, что есть на свете такая организация - общественное движение "ЭКО+25%". Для самых нелюбознательных вдоль дорог установили огромное количество рекламных щитов, на которых фигурируют все те же благодетели с платежными ведомостями.
Денег такая "социальная реклама" стоит не меряно. Значит, тот кто за все это платит рассчитывает получить от своих вложений немалые дивиденды. Как бы не скрывалось "общественное движение" за ширмой просветителя и радетеля за народные интересы, факт участия некой политической силы под брэндом "ЭКО+25%" не вызывает сомнения. Точнее сказать, новоявленные экологи уже включились в предвыборную гонку. Только измученному экологией народу они об этом не говорят. Все рекламные ролики, статьи, биг-борды, по прежнему, тиражируются от имени "общественного движения", хотя еще в ноябре 2005 года Минюст зарегистрировал под № 91, так называемую, "Партию экологического спасения "ЭКО+25%". Новая партия имеет право участвовать в выборах, так как создана путем переименования старой, никому не известной "Партии за военных", созданной в ноябре 2001 года. Возглавляет бывших защитников военных, а теперь радетелей за 25% экологический коэффициент мало кому известный партийный работник по имени Игорь Рожок.
Но есть в "ЭКО" и более известные имена. В частности бывший заместитель главы обладминистрации и советник премьер-министра В. Януковича Александр Гурбич, а также бывший председатель правления АБ "Донеччина", бывший советник В. Януковича, бывший заместитель председателя правления "Ощадбанка", курировавший казначейство, Павел Борулько вошли в первую пятерку (вторым и третьим номером) списка этой, пока еще не вышедшей из виртуального пространства партии.
Дальше - еще интересней. Появилась информация, что когда-то бывшая партией власти НДП Валерия Пустовойтенко не побрезговала блокироваться с "ЭКО+25%". Планировалось создание избирательного блока, и даже название для него придумали: "НДП+ЭКО". Потом не срослось - НДП отказалась бороться за 25% экологических и, создав другой блок, все свои усилия сосредоточила на 3% проходного барьера в ВРУ.
Но избиратели обо всех этих перипетиях партийного строительства пока не проинформированы. Им продолжают рассказывать о замечательном экологическом движении, обещающем в ближайшее время увеличить доходы украинских граждан на четверть.
Мы позвонили по телефону горячей линии общественного движения "ЭКО+25". Вежливая девушка хорошо поставленным голосом сообщила, что все то, что они обещают, то есть пресловутые "плюс двадцать пять", вероятнее всего, будут выплачиваться со второй половины 2006 года. Дескать, сейчас в Верховную Раду внесен законопроект об экологических надбавках, депутаты (новые, естественно) его примут и... держи карман на 25% шире.
На вопрос "Острова" не является ли их общественное движение клоном политической партии с одноименным названием, девушка с плохо скрываемым ужасом ответила, что лично они - никакого отношения к политике и выборам не имеют.
Видимо работница "горячей линии" пользовалась старым "темником", потому что уже совершенно открыто распространяется заявление "двадцатипятипроцентников", кстати, озаглавленные очень остроумно - "ЭКО+25%" против политического популизма". Из этого заявления можно сделать вывод, что "ЭКО+25%" - это именно партия, а не какое-то там общественное движение.
Лидер партии Игорь Рожок от имени партии даже потребовал, от Верховной Рады, чтобы при формировании госбюджета на следующий год была учтена необходимость введения экологического коэффициента.
Признаемся, найти в Интернете или в старых подшивках газет информацию о какой-либо политической деятельности Игоря Рожка нам не удалось. Поэтому "Остров" попытался отыскать более заметных участников движения.
Поиски увенчались успехом. Оказалось, что одним из тех, кто обещает нам рост зарплат, пенсий и стипендий является известный донецкий ресторатор Александр Колчак. В свое время он уже пытался помочь жителям Донецка и затеял судебную тяжбу с горисполкомом о неправомерности повышения тарифов на коммунальные услуги. На нашу просьбу прокомментировать последние новости партийного строительства он ответил, что более подробно об этом нам может рассказать некий Анатолий Маслов и даже начал диктовать его мобильные телефон. Потом передумал и пообещал, что руководство движения-партии свяжется с нами "после совещания" и ответит на все наши вопросы. Ждем четвертый день.
И, наконец, давайте посмотрим, что именно рекламирует партия-движение "ЭКО+25%".
Если экологическую компенсацию, то реально таковой не существует, она не определена никакими законами. А значит, изображение в рекламе вручаемых украинским гражданам денежных сумм можно квалифицировать как недобросовестную рекламу. В Законе "О рекламе" недобросовестная реклама определяется следующим образом: "реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести ущерб лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, неоднозначности, умолчания, преувеличения...". Согласно 10 статье Закона, недобросовестная реклама запрещена.
Быть может телеролики, газетные материалы, баннеры в Интернете и огромные рекламные щиты рекламируют политическую силу, которая повела бескомпромиссную борьбу за экологическое спасение нации. Однако время политической рекламы еще не пришло, кроме того, на рекламных носителях нет указания на партийность рекламодателя.
Наконец, рекламу с "яблочком" от "ЭКО+25%" нельзя считать и социальной, потому, что, опять же, согласно 13 статье Закона "О рекламе", социальная реклама не должна иметь ссылок на рекламодателя, то есть на "ЭКО+25". Иными словами, любой желающий имеет право украсить весь город напоминаниями о том, что в украинской Конституции есть статья 50, в которой говорится "каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба". Но никто не должен при этом называть свое имя - социальная реклама, как и всякое доброе дело, должна быть анонимна.
Иными словами, накануне парламентских выборов мы видим классический пример скрытой политической рекламы, спекулирующей на проблемах экологии и прикрывающейся белыми одеждами социального проекта...
Но вернемся к пенсионерам, которые видят на экранах своих телевизоров следующую пасторальную картинку - почтальон заходит в дом и говорит: "Вот пенсионерам материальная помощь к Новому году. А к ней - экологическая компенсация...". Как объяснить неоднократно обманутым, но, по-прежнему, доверчивым бабушкам и дедушкам, что пенсионные управления в отличие от велеречивых партийцев из "ЭКО+25%" никаких надбавок старикам не готовят.
"Пока никаких нормативных или законодательных документов у нас нет. Люди обращаются к нам каждый день, идут на прием, звонят, спрашивают, но нам им пока сказать нечего", ответили корреспонденту "Острова" в Главном управлении Пенсионного фонда Украины в Донецкой области
В фонде также сказали, что не собираются предпринимать какие-то разъяснительные контрмеры относительно рекламируемых экологических надбавок и подчеркнули, что "это только реклама" и "на это Пенсионный фонд не реагирует".
На вопрос, как же быть пенсионерам, которые фактически дезинформируются рекламой экологических надбавок, оставаясь в полном неведении, в Пенсионном фонде удрученно ответили: "Мало ли что на заборе написано. Концы нужно искать в политике. Пенсионный фонд этим не занимается".
Кроме того, в Пенсионном фонде посоветовали за поиском ответа обратиться... в следственные органы.
Олександр Владіміров, Остров