Ксения Ляпина получила билет в парламент под счастливым номером «семь». Предприниматель по складу характера, романтик в душе, Ксения Михайловна является ярким примером успешной бизнес-леди. О том, как она объясняет свои успехи в политике, наш корреспондент и попытался у нее выяснить.
- Ксения Михайловна, ваше имя не так давно стало широко известно в политических кругах. В то же время многие считают вас одним из влиятельнейших политиков в Украине. В чем секрет вашего успеха?
- Думаю, понятие «влиятельный политик» по отношению ко мне - преувеличение. Я влилась в политику из общественной деятельности достаточно плавно. Свое влияние связываю с влиянием тех общественных кругов, чьи интересы я представляла много лет. Так или иначе, свои успехи в политической сфере я расцениваю не как личные заслуги, а как успехи любимого мною среднего бизнеса и среднего класса, который защищаю.
- Как вы прокомментируете свое высокое место в списке блока «Нашей Украины»?
- В нашей десятке нет каких-либо ноу-хау. Она, как и первые десятки списков многих других партий, состоит из знаковых фигур для тех или иных сфер жизни. Высокое место в списке - это оценка моей роли в развитии мелкого предпринимательства.
- Вы предвидели, что войдете в первую десятку, или для вас это было неожиданностью?
- Нет, такое высокое место я, честно говоря, занять не надеялась. Когда утверждался предыдущий список, я получила 23-е место, которое вполне удовлетворяло мои амбиции. Я готова была работать и на других местах в избирательном списке. Но это решение руководства блока, еще раз подчеркну, относится не ко мне лично: это определенный символ и знак отношения политической силы к общественному слою малого и среднего бизнеса.
- Многие в списке блока «Наша Украина» абсолютно не связаны с политикой. Считаете ли вы удачной идеей то, что они станут депутатами?
- Хочу сказать, что люди в списке - не просто певцы или журналисты. Все они имеют за плечами если не политическую, то, по крайней мере, общественную деятельность. С другой стороны - это определенные знаковые фигуры. Больше всего вопросов мне задавали относительно появление в рядах первой пятерки певицы Русланы. Это тоже можно обосновать: помимо того, что Руслана - известная певица, она еще является символом конкурентоспособности страны. А еще Руслана - посол доброй воли. Она занимается детьми, пропагандой здорового образа жизни. Поэтому мы вправе утверждать, что вся ее деятельность абсолютно естественно переходит в политическую. Руслана должна выбрать в политике свое направление, и, думаю, в своей отрасли она будет достаточно неплохим депутатом. А что касается журналистки Герасимьюк, здесь и вопросов не должно возникать. Ее работа непосредственно связана с политикой, а программы на телеканале являются мощным политическим явлением.
- Как вы считаете, стоит ли всем женщинам карабкаться на вершину карьерной лестницы, либо призвание стать успешной бизнес-леди есть лишь у избранных?
- По-моему, стоит всегда оставаться самой собой. Нужно просто быть счастливой. Если вы сохраняете свою индивидуальность и в то же время остаетесь счастливым человеком - вы всегда найдете свое место в общественных процессах. Это место может быть абсолютно разным: женщина может быть политиком, бизнесменом, певицей, журналисткой и просто матерью пятерых детей! Это как в стишке: «Все профессии нужны, все профессии важны...» Здесь нельзя ставить вопрос таким образом: если ты политик - ты успешная женщина, или наоборот: если ты домохозяйка - ты несостоявшаяся женщина. Это не так! Нужно быть лучшей в своем деле.
- Почему ваш выбор пал именно на «Нашу Украину»? Что вы скажете о ее сегодняшнем имидже?
- Для меня это не случайный выбор. Я эту политическую силу выбрала значительно раньше, чем она состоялась как «Наша Украина». С Юрием Ивановичем Ехануровым я сотрудничала с 1998 года на почве развития малого и среднего бизнеса. Благодаря Еханурову я в 2000 году стала советником Виктора Ющенко. Поэтому для меня целиком естественно идти с этой командой. Я довольна ею, невзирая на все трудности и неприятности: это нормальные трудности, связанные со становлением отношений в команде. Мы выдержали экзамен на публичность. Мы не прятали наши дискуссии от общества. Даже когда нам все говорили: «Это вредит вашему рейтингу! Все должно быть единогласно, только тогда общество вас поддержит!» Мы с этим не согласились. Мы должны быть такими, какие мы есть, со всеми нашими трениями. И я горжусь тем, что я в этой команде.
- Мы видели много результатов социсследований. Как, по-вашему, распределятся голоса среди ведущих партий?
- Последние результаты соцопросов демонстрируют рост рейтинга блока «Наша Украина» среди населения. Произошли бурные дискуссии. Мы все это болезненно переживали. Общественное мнение на это соответствующим образом реагировало. Но мы составили команду, и возрастание нашего рейтинга - знак, что мы ее сформировали правильно. Думаю, тенденция роста нашего рейтинга будет продолжаться. И то, что победит «помаранчевая» команда - это очевидно. Что касается в целом картины, которая вырисовывается перед выборами: думаю, три политические силы - это «Наша Украина», БЮТ и Партия регионов - останутся лидерами. Соответственно они и будут влиять на то, каким будет состав коалиций в парламенте. И, надо полагать, этот процесс будет проходить достаточно сложно. Из-за конфликтов, амбиций, будут возникать помехи для формирования «помаранчевой» команды. Но, думаю, альтернативы не существует: я не могу представить, что мы можем сформировать какую-то другую, «непомаранчевую» команду.
- Какие силы, на ваш взгляд, пройдут в парламент?
- Думаю, это «Наша Украина», БЮТ, Партия регионов Украины, Соцпартия, Компартия и, скорее всего, Народная партия Литвина. Хотя я человек заинтересованный, поэтому могу ошибаться в прогнозах.
- В чем вы видите недостатки новой власти за прошедший год?
- Главная ошибка новой власти -недооценка мощности неформальной коррупционной системы, которая была создана за предыдущие 15 лет. Казалось, достаточно одной политической воли сверху - и все само собой быстро перестроится. Но уже месяца через два стало понятно, что это очень болезненный процесс, это, к сожалению, не хирургия, а терапия: мы что-то отрезали, а дальше нужно лечить. И этот процесс лечения проходит достаточно болезненно. То там, то здесь возникают «воспаления»: то на таможне, то в налоговой. Но это все симптомы того, что сейчас еще доживают свое время коррупционные «хвостики», а альтернативная прозрачная система пока не родилась. Коррупционные цепи не умерли, они живут, они бесконтрольны и несут очень много вреда. Люди сталкиваются с этой коррупционной нишей снизу и не знают, является ли это самодеятельностью местного чиновника или его действия - результат новой централизованной крыши? А человеку свойственно думать худшее и во всем винить президента. Поэтому недооценивать силы старой политической системы нельзя. Мы пытались это вылечить то персональными назначениями, то точечными действиями, но на самом деле сейчас нам всем вместе нужно заниматься построением альтернативной системы.
- В чем суть этой новой системы? С чего, по-вашему, ее нужно начать строить?
- Система состоит из частей. Ее нужно строить поэтапно. Начинать стоит с разрешительной части. Разрешительный закон, который мы недавно приняли, способен убить много этих «коррупционных хвостиков», которые базируются на том, что несмотря на становление новой власти и внедрение ее политической воли, закон позволяет создать чиновникам на местах барьер и не согласовывать ни с кем свои действия. Вторая часть - финансирование органов государственной власти. Сейчас дискутируется вопрос: не много ли мы платим чиновникам? Хочу заметить, что бедный чиновник дорого обходится государству. Альтернатива: брать или не брать взятку всегда будет существовать. Но если чиновник будет получать к примеру, восемь тысяч гривен, он может себе позволить быть моральным человеком и не брать взятки. А если он получает 300 гривен - он себе просто не может позволить не взять взятку. Он возьмет, пусть не миллион (а миллион ему и не дадут, потому что он бедный и дурной), а пять или десять тысяч гривен, и это фактически будет замещением того, что должно было бы дать государство через эффективную систему финансирования. Это вторая часть того, что мы называем системными изменениями. Сейчас мы ее внедряем. Уже повышена зарплата работникам центральных органов исполнительной власти, к примеру, налоговой. Но пока остается ужасный диспаритет между исполнительными структурами местного самоуправления и органами государственной исполнительной власти. Это очень раздражает и справедливо вызывает чувство обиды. Это тоже нужно искоренять, потому что коррупционные цепи не исчезают, а просто перемещаются с места на место.
- Вы считаете, коррупцию в высших эшелонах власти удалось преодолеть?
- Абсолютно, на высшем политическом уровне перестали «крышевать». Я уверена, что Президент никому не будет звонить и настаивать на принятии того или иного решения. Господин Рыбачук - точно так же: это вообще не укладывается в его мировосприятие. Но на местах это осталось и действует достаточно активно, создавая общий фон, по которому люди судят, что ничего не изменилось. Но альтернативная система создается и постепенно все это мы будем искоренять.
Столичные новости
«Обсудить на форуме Силы Народа»