Гость ефира - Виктор Малинкович, политолог
Остання інформація сьогодні - президент полетів до Алчевська. Взагалі на події, що відбувалися на минулому тижні в Кременчуці, Олександрії, Алчевську, були адекватні дії влади?
Не совсем. Я бы так сказал, что президенту надо более активно заниматься делами, гораздо меньше презентацией различного рода. Но, насколько я знаю, он в это время был болен. Во всяком случае, так об этом пишут.
Якщо говорити не лише про президента?
Думаю, что власть сейчас в растерянности. Власть наша не имеет чёткого представления о своих полномочиях. И, на мой взгляд, надо договориться с парламентом. Вот когда будет преодолен тот конфликт, который существует между президентом и его командой с одной стороны, и парламентом во главе с Литвиным с другой, то власть будет чувствовать себя уверенней.
Сьогодні свої пропозиції з приводу виходу з криз наголосив Янукович. Це реально?
Я думаю, что это абсолютно реально. Более того, абсолютно оптимальный вариант для Украины. Не потому что это предложил Янукович, а потому что, с моей точки зрения, только коалиционное правительство, в котором будут как оранжевые, так и синие, может быть ещё и розовые, такое только правительство сможет действительно стабилизировать политическую ситуацию в Украине. Улучшить наши отношения как с Россией, так и с Европой.
Може бути створена коаліція, більшість парламентська до виборів? Домовляться?
Нет, ни в коем случае. Более того, я думаю, что сейчас до выборов не надо и акцентировать на этом внимание. Каждая партия, каждый блок хочет выйти победителем, набрать как можно больше голосов. И поэтому говорить о том, что они не победят, трудно. Поэтому, мне кажется, сегодня акцент партии будут делать только на своей собственной победе. А вот в тот момент, когда они убедятся, что ни одна политическая сила не имеет возможности самостоятельно формировать правительство, они должны пойти на коалицию. На коалицию, которая позволит формировать такое смешанное правительство. Но для этого, мне кажется, сейчас не надо обострять напряжение. Не надо создавать такую ситуацию, когда нельзя будет потом договариваться. То есть, может быть конфликт сейчас во время предвыборной компании настолько острым, что потом любые договорённости буду восприниматься в штыки, будут рассматриваться, как предательство той или иной стороны. Поэтому, мне кажется, надо, чтобы предвыборная кампания была максимально мягкой. Минимум конфликтов сейчас и максимум готовности к договорённости между сторонами в промежуток между выборами и формированием коалиционного правительства.
На вашу думку, коаліція може бути одного кольору?
То, что касается оранжевых, то это абсолютно точно - не будет оранжевой коалиции, даже не будет оранжевой коалиции вместе с Морозом. Что касается синих, самостоятельно они не смогут сформировать правительство. Но у них больше шансов получить более 50% мест в парламенте с помощью, скажем, коммунистов, и, возможно, блока Витренко. Но я не уверен, что для страны лучший вариант - это формирование односторонней антиоранжевой коалиции. Почему? Потому что президент, хотя его полномочия и сокращены, всё-таки остаётся президентом. И для того, чтобы у нас были нормальные отношения между будущим правительством и оранжевым, откровенно говоря, президентом, надо чтобы было хотя бы немного оранжевых. Вот тогда удастся найти взаимоприемлемые решения.
А коли різнокольорові, то це буде «Лебідь, рак і щука». І буде постійне переформування
Не совсем так. В любом случае, и в правительстве оранжевых тоже оказались лебедь, рак да щука. Потом мы знаем, что случилось: Тимошенко, Ющенко и Ехануров, Ющенко, и многие другие. И не получится чёткой стабильности правительственной. Но можно подготовить платформу, которая будет выгодна Украине. Вот если наши политики будут думать о стране, а не о престиже своём и своей партии, то договориться можно. И, на мой взгляд, оптимальный вариант коалиции, это, скажем, синие - Партия Регионов, Наша Украина, блок Литвина, возможно, если захотят, социалисты. Вот такой блок при благоприятном, спокойном, нейтральном отношении коммунистов позволит довольно долго сохраняться правительству и провести выгодные для страны решения в течение года-двух. Там же программа принимается. Правительство примет программу, за неё проголосуют. И в течение года правительство нельзя трогать. То есть, это у нас будет где-то до середины 2007 года.
А Литвин говорить, що якщо блок буде різнополюсним, то він не виключає розпуску нового парламенту
Всё возможно. Мы только переходим к парламентско-президентской республике. И, боле того, наши политики каждый стоит за себя. Потому эгоизм наших политиков может привести к такой ситуации. Но как раз Литвин может иметь ту золотую акцию, которая позволит стабилизировать правительство, где будут и синие, и оранжевые. Ну, и социалисты, если не буду воевать с Литвиным. Чем они занимаются сегодня? Социалисты и Литвин с одной стороны, оранжевые, я имею в виду Нашу Украину со стороны Ющенко, и Партия Регионов со стороны Януковича, но без премьера Януковича. Вот премьер Янукович, думаю, будет неприемлем ни для кого. Нужен премьер, который устроит большинство.
Який, хто це?
Мне трудно сказать. Это будет политик типа Литвина, но вряд ли. Потому что это встретит оппозицию со стороны оранжевых, да и с другой стороны.
Варіант Тимошенко, як ви оцінюєте?
Нет, Тимошенко отпадает.
Варіант Ахметов?
Ахметов, думаю, сам не пойдёт. Он бизнесом будет заниматься.
Єхануров?
Ехануров уже не пойдёт. Вы называете политиков. Я бы называл человека типа Яценюк. Я говорил и хочу ещё раз напомнить. Это не обязательно будет сам Яценюк, но это должен быть менеджер. Менеджер, который умеет работать.
Єхануров хіба не менеджер?
Нет, как ни странно. Я неплохо отношусь к Еханурову, но он зависимый от президента человек. Посмотрите, как он попадал в критические ситуации в связи с газом. Например, вот этот конфликт с Россией. Ехануров в этой ситуации оказался под ударом. Яценюк не оказался под ударом. Посмотрите - прошла газовая война, а Яценюк по прежнему ведёт самостоятельную политику. И, в общем-то, к нему относятся хорошо практически все. Главное - он беспартийный. Уже он точно не идеолог. Но я повторяю, он может быть молодой, и многих не устроит. Важно, чтобы это была компромиссная фигура. А не фигура, представляющая один блок. Если будет Янукович, то это будет конфликт со стороны оранжевых.
Як ви думаєте, врятує меморандум про чесні вибори?
Ничего не даст. Это пустые слова. Всё равно будет админресурс, даже если скажет Ющенко, и ЦИК, и МВД. На местах будут и фальсификации. Это всегда так. Понимаете, на местах все хотят угодить начальству. Проблема только в том, кто будет начальником. Вот этого сегодня никто не знает. Потому что, скажем, если было раньше кому-то понятно, что здесь победит блок Януковича, а здесь победу одержат в Западной Украине сторонники Ющенко. То теперь не ясно, какая будет коалиция. Ситуация патовая. Поэтому, я думаю, что местное начальство, от которого зависит, прежде всего, админресурс, будет осторожно. Как бы не попасть в просак. Потому что никто толком не знает, какое будет, в конце концов, правительство. И, кроме того, люди, напуганные уже последними президентскими выборами, будут осторожны. То есть, будут фальсификации. Меморандумы - это пустые слова. Можно подписывать, можно не подписывать, ничего это не даст. Но уверен, что этого будет намного меньше, чем на предыдущих выборах.
Мороз, головний соціаліст, говорить, що сьогодні свідомо погіршена ситуація у виконавчій владі, аби потім її використати під час виборів
Ну, это не так. У Мороза своя предвыборная программа. Он оказался в правительстве, которое плохо себя проявило. И не потому, что виноват Ехануров, а так сложилась ситуация. Общая ситуация сейчас в стране ухудшается, а не улучшается. И, конечно же, Морозу надо как-то дистанцироваться от правительства, в котором есть и его люди.
От зараз всі говорять про холодну війну між Росією і Україною. На вашу думку, те, що зараз затримується створення спільного підприємства між НАК «Нафтогазом України» і «Росукренерго»... Є такі версії, це тому що проект запропонований росіянами, тому не підходить українцям
Я думаю, что есть и такой элемент. Каждая сторона будет защищать свои национальные интересы, и только свои. И это нормально. К этому должны привыкнуть. И так будет в дальнейшем. Проблема в другом. Проблема в том, что, безусловно, в последнее время в газовой войне присутствовал и весьма ощутимо политический фактор. Для того чтобы политический фактор ушёл в сторону, чтобы мы просто защищали свои политические интересы, а россияне свои. И договаривались на этом фоне. Для этого надо, чтобы в будущем коалиционном правительстве не было таких одиозных, абсолютно неприемлемых для Москвы политиков, как, скажем, Ивченко или Бутейко.
То ми маємо прилаштовуватися під Москву?
Ни в коем случае. Простите меня, тот политический курс, который проводит нынешний министр иностранных дел и команда Бутейко, это одностороннее направление на Запад. Причём, не на Европу ориентация, а на дальний Запад. На заокеанские государства - на США, на НАТО, а не Евросоюз. А нам надо проводить политику украинскую. Украинская политика, по моему мнению, в том заключается, что мы должны поддерживать хорошие отношения с Россией, быть абсолютно самостоятельными. И ориентироваться на Европу. Преимущественно, на Европу, прежде всего, на старую Европу. Это - Франция, Германия, Испания. Россия здесь не враг в этой линии - от Мадрида до Москвы. Здесь мы найдём общий язык. Если мы будем настраиваться на геополитику США, которая ведёт войну, скажем, в Ираке, и, в общем-то, ориентируется на глобальные интересы, то мы можем оказаться в конфликте и с Россией, и даже с Европой. Потому что Европа тоже имеет самостоятельную линию по отношению к США. Нам надо проводить исключительно украинскую политику - осторожную, сбалансированную.
Не була б збалансованою політика, якби ми поскаржилися до Стокгольму на Росію?
Мы бы не успели ничего сделать. Мы бы могли пожаловаться на Россию в Стокгольм. Но надо помнить, что и Россия нарушала свои обязательства, и мы. И не так красиво, как рассказывает Юлия Владимировна, совсем не так. Потому что да, «Газпром» обязан поставлять газ в Украину по 50 долларов до 2009 года. Это правда. Но также, правда, что у нас нет межправительственного протокола к соглашению по газу, который закончился 1 января 2006 года. А именно в этом протоколе определён порядок поставки туркменского среднеазиатского газа в Украину. Без этого мы не получим туркменского газа. Не российского, а туркменского.
Говорять, що в майбутньому ціна на газ може коливатися в залежності від цін на газ, який зливатимуть в газовий коктейль. Це те, про що ви говорите - казахстанський, туркменський, узбецький і так далі
Для того, чобы этот газ поступил к нам, и не только по этой линии, а самостоятельно, для этого российское государство должно гарантировать транзит. А вот это делает только государство. И только по протоколу к межправительственному соглашению, который Юлия Владимировна должна была подписать до 1 июля 2005 года. А она этого не сделала.
Давайте ще повернемося до Стокгольмського суду. Ви сказали про те, що ми нічого б не встигли. Але ж відомо, що до того моменту, коли арбітраж прийняв би рішення, то залишалися б поточні рішення, і поточні ціни, що мали в нас бути. Фахівці говорять так
Нет, часть. Не все заинтересованы. Так много политики, что объективных решений нет. «Газпром» обязан был поставлять по 50 долларов. Но туркменский газ, которого мы получали больше, чем из России, так вот этот туркменский газ из-за того, что не подписан межправительственный протокол, не пришёл бы в Россию. Не в этом проблема. Проблема в туркменском газе, а вовсе не в российском. И цена на 230 долларов за российский газ - не самое важное. Какова будет цена за среднеазиатский газ и транзит к нам? Наша задача - обеспечить транзит среднеазиатского газа в Украину. И поэтому все политики, извините, крутят под себя. Если Юлии Владимировне нужна «Итера», то ей не нужен «Газпром».
Вона не підписала. Чому?
Очень сложная проблема. Во-первых, когда Россия вступила в конфликт по поводу выборов с новой властью, то новая власть, пытаясь быть самостоятельной, решила перейти на денежные отношения. Поэтому в марте Ющенко заговорил, что мы перейдём на денежные отношения. А когда он сделал это заявление, это видимо почитали - прослезились. Ничего не получится. Они могут дать сумасшедшую цену, и мы не сможем оплатить. Так тогда вернулись назад: 50 долларов, и ничего не будем менять. Как было, так и есть. И практически до декабря никаких реальных переговоров не было. И пропустили то время, когда надо было подписать межправительственный протокол. Потому я хотел, чтобы не забывали - до сих пор межправительственный протокол не подписан. До сих пор мы зависим от России, пока мы не подпишем протокол именно не в российском газе, и не в этом вот газе, который нам поставляют эта «Росукрэнерго», а туркменский газ, который должен к нам пройти через Россию.
Росія продовжує показувати, хто в домі господар. Оця заборона ввезення м’яса з України в Росію. Це черговий крок цієї холодної війни? Баранівський каже, що раніше таке питання вирішувалося технічно - телефоном
Правильно, потому что была ситуация, когда Россия могла решить этот вопрос, ну, скажем, на переговорах без галстуков, как это говорится. Или по телефону. То есть, за счёт личных контактов между властью России и Киева. Это ненормальные отношения. Надо перейти на рынок. Но надо перейти, чтобы по времени растянуть это дело. Но сейчас крайне важно подписать протокол. И боюсь, что Россия не захочет с этим правительством нынешним подписывать протокол. Оно ведь на один месяц! Два месяца, и его не будет. Поэтому России надо иметь дело с партнёром, который пришёл надолго.
Мельниченко відбув до Штатів, за деякими матеріалами, по справі Гонгадзе?
Я не знаю, зачем уехал Мельниченко. Мельниченко приехал, дискредитировал себя, и уехал, я бы так сказал. Мы как раз, по-моему, говорили с вами в момент, когда он приехал. Ну, как видите, ничего из этого и не вышло. Поездка Мельниченко по Украине ничего не прибавила, не убавила. Сейчас он пытается найти новый компромат. Это уже не играет никакой роли. Всё решат выборы. И избиратель должен ориентироваться не на скандал, не на судимости, которые автоматически в любом случае снимаются с Януковича, была ли там фальсификация или не была, сегодня он не судим. А они должны думать об интересах Украины.
А чому саме зараз говорять, що в списках БЮТу, Вітренко, Регіонів є люди, в яких є проблеми з охоронцями, були?
Между прочим, это самодеятельность министра внутренних дел, который не имеет право этого делать. То, что он объяснял недавно по телевидению, никакой логике не поддаётся. Если он знает, что есть проблемы с тем или иным кандидатом в депутаты, он должен дать материалы в ЦИК. А не выбрасывать на публику. На публику это идёт в качестве чёрного пиара. Этого делать нельзя.
НТН