Компромиссная, по словам Виктора Ющенко, сделка, заключённая 4 января, за совершение которой Верховный Совет отправил в отставку Кабинет Министров, и о целесообразности и долговечности которой не перестают на всех уровнях спорить в нашей стране, обросла и мифами и политлегендами. Но то, что она не является оптимальным выходом из газового кризиса, сейчас уже является очевидным для всех без исключения граждан Украины. Заключалась она в условиях бешеного давления на правительство нашей страны, и потому сначала показалась всем спасительным кругом. Но разочарование в массы пришло очень быстро. А некоторые с самого начала поняли её ошибочность.
Юрий Кармазин, народный депутат Украины, член фракции «Наша Украина» стал гостем канала НТН для того, чтобы высказать своё мнение по поводу газового кризиса. Он убеждён, что сделка, заключённая 4 января, является преступной, а представители, которые заключали эту сделку, должны быть уволены с работы, и давать показания в Генеральной прокуратуре Украины.
НТН: Принятое соглашение рассчитано на пять лет и газ мы будем покупать по цене 95 долларов. Такого никто не прогнозировал. Ожидали большего. Будем работать себе в убыток?
Кармазин: Я считаю, что наши парламентарии очень поспешили. Все, что очень быстро делается, знаете, в народе говорят – слепое родится! Я в данном случае высказываю свое мнение, потому что не представляю сегодня ту партию, «Нашу Украину», представляю блок Юрия Кармазина, я могу сказать одно: 1. Почему так спешили, и к очередной сессии парламента решили создавать это СП? Была такая необходимость? Не было такой необходимости. Не надо было его создавать. Я вам очень просто это докажу. Что такое «Нефтегаз» Украины? Это государственная на 100-процентов компания. В ней нет ничего акционерного. Да? Да. Дальше. Теперь смотрим, разрешает ли закон создавать такие СП? Фонд государственного имущества Украины, насколько мне известно, на 8 страницах направил свои замечания относительно такого создания СП. Какая судьба этих замечаний? Я бы хотел услышать это как парламентарий. Хотел бы услышать это как политик. И дальше. 5 миллионов гривен уставный фонд компании. Вы считаете, он серьезный для того, чтобы планировать какие-то цены и так далее? Вы считаете, что там серьезно написано: в случае повышения цены в мире стороны оставляют возможность заключать соглашения. Надо, извините меня, не с шестерками, не с прокладками, надо с собственниками.
НТН: Без «Росукрэнерго» никак не обойтись, потому что это единственная сторона, которая имеет лицензию с российской стороной.
Кармазин: Мы почему-то обходились без этой компании, без других. У нас есть соглашения, ратифицированные украинским парламентом, российским парламентом о транспортировке газа. Почему мы забываем об этом? Почему забываем о том, что ратифицированные соглашения это - закон Украины, закон РФ. И почему мы не считаем, что для нас с вами это решение 4 января и дальнейшие стоят 4-5 миллионов, 4,5 верней!
НТН: Порошенко, соратник президента, считает, что можем обойтись без посредника. Президент иного мнения.
Кармазин: Я согласен сейчас с Порошенко. Он правильно сказал, что владельцем газа в России является только «Газпром». И только «Газпром» может гарантировать нам, что этот газ мы будем получать. Мы не можем отмахиваться от предварительно ратифицированных соглашений.
НТН: Газпромовец Александр Резанов возглавил СП. А говорили, что это представитель украинской стороны.
Кармазин: Я считаю, вообще, что эти представители, которые заключали сделку 4 января, должны быть уволены с работы, и давать показания в Генеральной прокуратуре Украины. Это первое. И потому решения о снятии этих людей парламентом не отменены, и я считаю, что спешить с этим созданием, это не значит решить вопрос. Это значит - решить для определенных кругов свои собственные вопросы, а не государственные вопросы Украины.
НТН: На следующей сессии будете возвращаться к теме правительства?
Кармазин: Думаю, что будем возвращаться, но вы знаете, что я - против отставки правительства. Подчеркиваю. Но я - за увольнение тех, кто привел к этому – раз. И второе, я говорю, что мы настаивали на том, что нельзя было сокращать и упразднять Комитет по энергосбережению, который был создан при правительстве Тимошенко и подписал тогда указ Виктор Ющенко. Это была ошибка, которую надо было признать. Её уже признали де-факто...
НТН: Если цена на протяжении пяти лет будет стабильной, это означает, что цена на туркменский газ тоже будет стабильной?
Кармазин: Там так: есть казахский, узбекский. Казахского – 7 миллиардов, того – 8 миллиардов, того - 15. И 41 - это узбекского. Так считаем. Теперь, на днях премьер Ехануров согласился, что потребности Украины намного меньшие, чем задекларированные 78 миллиардов. А я давно это говорил. Я говорил, что очень много крадется. Что крадется четвертая или пятая часть. И премьер сказал, что 62. Отминусуйте от 78 62, получите 16! Это сколько разворовывается?
НТН: Тот газ, который был в хранилищах российских в Украине, которого на самом деле не было...
Кармазин: В украинских хранилищах? Нет, у меня есть другие данные. У нас газ был, но там не все в порядке. И не все в порядке было с получением кредитов. И с газотранспортной системой, треть которой надо было менять, восстанавливать и так далее. И с получением кредитов. Я требую прозрачности от правительства. Я говорю правительству, я уже обращаюсь к президенту: Виктор Андреевич, ответьте обществу, куда пошло, на каких условиях, и сколько зашло кредитом с подписанными господином Ивченко сначала 2 миллиардами евро, а потом 2,2 миллиардами евро. Я не хочу, чтобы вся газотранспортная система ушла тем, кто дал кредит.
НТН: Контракт предусматривает, если цена не отображает ситуации на рынке, она будет пересматриваться. Что это означает?
Кармазин: А это означает как раз то, о чем я говорил в самом начале. Я как раз прочитал об этом. Это значит, что в любое время нам могут сказать: знаете, нам «Газпром» меняет правила игры. Поэтому мы как компания-посредник меняем и вам правила игры. За 10 дней, там написано, объявляется, и все. Начинается новая газовая война. Вот мало нам потери 4,5 миллиардов одновременно, что мы выиграли? До 2009 года были подписаны соглашения. Фактически, до 1 января 2010. И сейчас то же самое. Ничего не выиграли. Эта газовая война. Мы понесли потери в 4,5 миллиарды.
НТН: Президент сказал, что Россия наш стратегический партнер. И не надо на этом делать предвыборный ажиотаж...
Кармазин: Потеря 4,5 миллиардов долларов для государства, это такая страшная потеря, что здесь не ажиотаж надо делать, здесь надо серьезное делать анализ. И я не понимаю, кто заставлял так спешить, чтобы это делать. Можно было разобраться вместе с парламентом, вместе с обществом, и прозрачно, не намекать, что там есть что-то такое, о чем нельзя говорить. О чем нельзя говорить, мы знаем! Мы знаем, чьи интересы там задействованы! Если бы там не было задействовано ничьих личных интересов, и с РФ, и со стороны украинских властей, то все было бы немножко по-другому. А там задействованы эти интересы. Я не хочу, чтобы за чьи-то личные интересы украинский народ рассчитывался.
НТН: Скажите конкретно, за чьи?
Кармазин: За интересы некоторых должностных лиц. Я не буду пока что их называть.
НТН: Зачем вы сейчас тогда об этом говорите, раз не можете назвать фамилии?
Кармазин: Я сказал, что хочу, чтобы во всем разобрались. Разобрались по закону. Делать это должна прокуратура, Служба безопасности.
НТН: Вы держите руку на пульсе?
Кармазин: Мы держим руку на пульсе. Плохо контролируют. Еще раз говорю – плохо контролируют.
ELCOMART Выборы 2006